НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Сиамак Филизаде. Рожденные пешками

c 15 декабря 2023 по 14 апреля 2024Санкт-Петербург
Сиамак Филизаде. Рожденные пешками
Сиамак Филизаде. Рожденные пешками
Музей современного искусства Эрарта представляет выставку иранского художника Сиамака Филизаде, в чьих поистине театральных постановках параллельно развиваются все самые актуальные темы

* Изображения фантастических мегаполисов, которые внимательный зритель может разглядывать часами

* Крупноформатные произведения, по степени детализации сопоставимые с классическими персидскими миниатюрами

* Грандиозная панорама новейшей истории некой воображаемой страны

Имя иранского художника Сиамака Филизаде широко известно: его произведения находятся в постоянном собрании Метрополитен-музея в Нью-Йорке, а также в коллекциях других авторитетных арт-институций по всему миру.

Подобно классическим персидским миниатюрам, работы Сиамака изобилуют деталями: созданные им фантастические мегаполисы, где персонажи, предметы и смыслы сплетаются в сложные узоры, можно разглядывать часами. Чем дольше вы всматриваетесь в них, тем больше подробностей замечаете, и тем больше при этом ускользает от вашего взора. Предлагаемая вниманию зрителя серия работ Сиамака под заслуживающим отдельного разговора названием «Важных новостей не бывает» содержит несколько сквозных сюжетов с участием персонажей, известных по предыдущим работам автора. Перед нами в очередной раз разворачивается грандиозная панорама новейшей истории некой воображаемой страны, где социальные потрясения, культурные сдвиги, военные перевороты, межконфессиональные конфликты и прочие горячие темы современности развиваются одновременно.

Характеры главных персонажей Сиамака — главнокомандующего, алчного пожирателя нефти, клоуна, тучного султана и пророка — подчеркнуто утрированы. Яркость их образов усиливается присутствием рядом с самими героями их сфер влияния, сделанных художником зримыми благодаря отдельным «говорящим» деталям. Партии «звезд первой величины» разыгрываются в постановках Сиамака на фоне людских толп. Фигуры, из которых складывается толпа, подобны пешкам на шахматной доске: они знают свое место и правила игры и четко работают на короля — в этом заключается их главная и единственная задача. Хрестоматийные шахматные партии обычно начинаются с хода пешкой. Ее вбрасывают в игру не раздумывая, и продвигаться она может только вперед, но при этом не может обойти стоящую перед ней фигуру — такова табель о рангах. В отличие от других шахматных фигур, пешка не может ходить назад, ей доступна лишь одна альтернатива: наступать или быть битой. Взятую пешку противника снимают с доски и, как правило, ставят тут же рядом — так игрокам проще ориентироваться в ходе шахматного поединка. В работе Сиамака «Черная пятница» происходит нечто подобное: поверженные «пешки» выставлены на всеобщее обозрение, подобно жертвам средневековых публичных казней. Как и в том глубоком прошлом, эти несчастные служат потехой толпе: сжимающие их горло удавки украшены связками ярких воздушных шариков. Так принесенные в жертву агнцы выполняют свое предназначение — напоминать всем о том, что те тоже рождены «пешками». Такой же посыл содержится в работе Сиамака «Ты солдат», представляющей собой современную интерпретацию знаменитого агитационного плаката 1914 года с изображением лорда Китченера: когда требуется военная мобилизация, мы автоматически лишаемся имен и становимся безымянными солдатами, пешками в большой игре, а потребоваться мобилизация может в любое время, ибо, согласно Оруэллу, «мир — это война».

Солдаты на войне — расходный материал; так и в шахматах пешками легко жертвуют, потому что их много. Работа Сиамака «Царь грядет» служит тому иллюстрацией: все «пешки» в сборе и с готовностью выстилают своими скромными одеждами путь приближающегося к ним правителя, который пока находится вне зоны видимости зрителя, но по поведению пешек мы знаем, что он где-то там. Взгляд изучающего эту картину обязательно остановится на фигуре женщины на переднем плане, покорно распахивающей одежду на груди, и на мужчине с белым листом бумаги в руке, словно решившем выдать властителю карт-бланш — символический знак неограниченной власти над своими вассалами. И все же, будучи самым малоценным участником шахматной партии, пешка имеет ряд преимуществ перед другими, старшими по рангу, фигурами. Она позволяет себе больше свободы, чем другие: при том что ей разрешено ходить только вперед, она бьет по диагонали. У нее и потенциал выше: если пешке удается пройти целой и невредимой через всю доску, она может превратиться в любую из старших фигур, кроме короля: ферзя, ладью, слона или коня. В работе Сиамака «Равенство» мы наблюдаем попытку восхождения «пешек» по социальной лестнице, изображенной в виде густой чащи строительных лесов. Низ этой причудливой конструкции погружен во тьму, но по мере подъема мы все яснее различаем группы «пешек», сидящих за обеденными столами и наслаждающихся трапезой. Чем выше уровень подъема, тем изысканнее кушанья и обстановка, и тем веселее атмосфера за столом. Однако же «пешкам», не добравшимся до самого верха, некогда расслабляться: они прекрасно помнят о своей уязвимости, пока над ними есть уровень выше.

Людские толпы — важнейший компонент сцен, разыгрывающихся на полотнах Сиамака. Они представляют собой не обезличенную аморфную массу, — напротив, каждый участник наделен индивидуальными чертами, их позы динамичны, в них чувствуется энергия. При том что все одеты в одинаковую униформу военного образца, в каждой «пешке» прочитывается характер и способность превратиться в ферзя, если с ее пути убрать запирающие фигуры. В поистине театральных постановках Сиамака его «солдаты» присутствуют на сцене не в роли бессловесной массовки, но в роли античного хора — рассказчика об эпохальных событиях, разворачивающихся на сцене. А роль хора велика: ведь история делается не только теми, кто может менять ее ход своими решениями, но и теми, кто потом об этом будет рассказывать.

Об авторе

Сиамак родился в Тегеране в 1970 году. В 1990-м окончил среднюю художественную школу, а в 1995-м — Тегеранский университет Азад, получив степень бакалавра по специальности «Графический дизайн». С 1988 года работал графическим дизайнером, в том числе в сфере рекламы и брендинга, параллельно занимаясь собственными творческими проектами. В качестве дизайнера и арт-директора сотрудничал с рядом ведущих институций и международных фестивалей, получил несколько престижных наград в области книжного дизайна и создания плакатов. В 2008 году, вдохновленный успехом выставки «Рустам II — возвращение», Филизаде решил полностью посвятить себя творчеству. Работы автора представлены в собраниях Музея искусств округа Лос-Анджелес (LACMA, США), Метрополитен-музея в Нью-Йорке (США), а также в частных коллекциях по всему миру. Сиамак Филизаде живет и работает в Тегеране.

15 декабря 2023 — 14 апреля 2024

18+

Выставочное крыло, 2 этаж

www.museum.ru/N83962
Ваше мнение »»

»»Музей современного искусства Эрарта
Адрес:город Санкт-Петербург, ВО, 29-я линия, д. 2
Проезд:См. здесь
Телефоны:(812) 324-0809
сайт:erarta.com/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 02.03.2024  x    ?  


К 185-летию со дня рождения М.П. Мусоргского. Выставка "Борис Годунов". История, герои, версии"

Юбилейная выставка "Три века Санкт-Петербургского университета" в Петропавловской крепости

От цвета к свету. К 100-летию со дня рождения Владимира Вейсберга

Выставка «Зураб Церетели. Гений современности» в Казани

Пространство. Воздух. Свет. Пейзаж из собрания Музея В.А. Тропинина

Выставка «Драконы Востока» в Музее Парка Горького

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

Выставка «Охота: промысел и увлечение»

«Внутренний космос» Алексея Ваулина

Выставка-коллаборация "Запах женщины" в Томском областном художественном музее

Суровая красота Арктики. Ямал. Белое море. Полярный Урал…

«Маршрутами Урванцева». Музей Норильска открывает выставку в Дарвиновском музее

Выставка «Железнодорожная модель-2024» в Музее мостов, С.-Петербург

Рядом с Параджановым. Фотографии Юрия Мечитова и Елены Карусаар

Армянские мотивы в Сибири

Выставка «Цветы, плоды и музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко»

К 90-летию Михаила Жванецкого. Выставка «А юмор – это жизнь!» в галерее Artstory

Выставка «Торжество святого Никиты» в Музее имени Андрея Рублева

Отблески радости. Ткани и вышивки Индии

Выставка "Красота святости и святость красоты" в Музее Фаберже

К 100-летию со дня рождения В.Е. Флинта. Выставка «100 удивительных животных»

Выставка Софии Солнцевой «Черная лестница»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru