25 октября в Санкт-Петербургском музее-институте семьи Рерихов открывается выставка «Ученица Рериха. А.В. Щекатихина-Потоцкая".
Помимо уникальных экспонатов из фондов Музея-института на выставке будут представлены живопись, графика, фотографии, документы, книги, фарфор из собраний Эрмитажа, Русского музея, Музея театрального и музыкального искусства, K-Gallery, Российской национальной библиотеки, ГМЗ "Петергоф", частных собраний, а также из Ивангородского музея.
Выставка "Ученица Рериха. А.В. Щекатихина-Потоцкая" представит творчество художницы Александры Васильевны Щекатихиной-Потоцкой (1892-1967). В краткой официальной автобиографии, представленной на выставке, наряду с другими самыми важными сведениями, она сообщила о себе: "Ученица Рериха"; выставка продемонстрирует связь её творчества с творчеством Н.К. Рериха. Свой профессиональный путь она начинала с обучения в Рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств (1908-1915), возглавляемой в ту пору Н.К. Рерихом. Её преподаватели - И.Я. Билибин, Я.Ф. Ционглинский, Н.К. Рерих - отзывались о Щекатихиной как об одной из лучших учениц школы. За успехи в учёбе она была награждена поездкой по городам Русского Севера, а также командировкой за границу. Во Франции непродолжительное время обучалась в Академии Рансон (Париж). Н.К. Рерих неоднократно привлекал свою ученицу к художественным проектам. Так, Щекатихина помогала в создании росписей храма св. Духа для имения княгини М.К. Тенишевой (1912); участвовала в создании эскизов костюмов и декораций для таких театральных постановок как пьеса-сказка "Снегурочка" (1912), балет "Весна священная" (1913), опера "Князь Игорь" (1909; 1914). В дальнейшем самостоятельно оформляла оперу "Рогнеда", оперу "Сказка о царе Салтане" и др. Первый брак с юристом Н.Ф. Потоцким (1915), от которого родился сын Мстислав, связал её с семьёй основательницы музея семьи Рерихов в Петербурге Л.С. Митусовой (её мать, Е.Ф. Потоцкая, была сестрой Н.Ф. Потоцкого) и, соответственно, семьёй Н.К. Рериха (Митусовы приходились родственниками Рерихам по линии супруги художника Е.И. Рерих).
Фонды Музея-института хранят письма, фотографии, подарки, которыми обменивались между собой члены этих артистических семей, пронося сквозь десятилетия тепло отношений, заложенных в годы школьного сотрудничества. Судьба Щекатихиной-Потоцкой сложилась таким образом, что ей довелось жить в Российской империи, в Египте (1923-1925), во Франции (1925-1936) и в Советской России (с 1936). Образы и художественные традиции различных культур переплелись в её творчестве. В неспокойные послереволюционные годы художница вместе с малолетним сыном переезжает в Каир (1923), где во второй раз выходит замуж за графика И.Я. Билибина. С 1918 года Щекатихина приглашена работать на Государственный фарфоровый завод (в советское время - Ленинградский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова), сотрудничество с которым не прерывала на протяжении всей жизни. Она явилась автором непревзойденных изделий из фарфора как по мастерству исполнения росписи, так и по самобытному характеру сюжетов. Из поздних работ художницы для массового производства - чайный сервиз "Красная смородина" и кофейный сервиз "Кизил", представленные на выставке наряду с более ранними росписями, выполненными на вазах, чашках, блюдцам, тарелках и скульптуре.
Выставка продолжит рассказ, начатый в 2020 году на выставке "И.Я. Билибин". Она станет частью многолетнего выставочного проекта Музея-института семьи Рерихов "Н.К. Рерих. Круг жизни. Санкт-Петербург", цикла "Николай Рерих и художники Императорского общества поощрения художеств".
Выставка открыта с 25 октября 2023 по 21 января 2024 г.
Торжественное открытие выставки состоится 26 октября в 16.00.