Третьяковская галерея открывает самый ожидаемый проект 2023 года - выставку Николая Константиновича Рериха (1874-1947), одного из наиболее известных русских художников конца XIX - первой половины ХХ века. Крупнейшая монографическая выставка, приуроченная к юбилею мастера, раскрывает перед зрителями панораму его творчества. Особое внимание уделено опытам Н.К. Рериха в разных видах искусства, а также его путешествиям по России и Азии. Экспозиция позволит получить представление об особенностях мировоззрения художника и оценить его вклад в развитие искусства XX века.
Яркая жизнь Рериха подобна удивительной легенде. Его жизненный путь начался в России, продолжился в Европе и Америке, а завершился в Индии. Он создал свыше 5 000 произведений, был автором множества статей и книг, возглавил две масштабные научные экспедиции, инициировал первое международное соглашение о защите культурных ценностей - Пакт Рериха, участвовал в археологических раскопках.
Состав выставки: около 150 произведений живописи и графики, скульптуры, произведения декоративноприкладного искусства, костюмы, книги, мемориальные предметы, а также редкие архивные документы.
Собрания: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный музей искусства народов Востока, Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов, Нижегородский государственный художественный музей, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Пермская государственная художественная галерея, Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского, Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Смоленский государственный музей-заповедник, Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина, Рязанский государственный областной художественный музей имени И.П. Пожалостина, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Государственный исторический музей, Государственный комплекс «Дворец конгрессов», Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Национальная галерея Армении и Российский государственный исторический архив.
***
Выставочный проект Третьяковской галереи ставит перед собой задачу представить Рериха не только как "мастера гор", но и как художника, стремившегося к творческой реализации в области архитектуры и театра. Экспозицию составили как знаменитые произведения автора -"Гонец. "Восста род на род"" (1897) и "Заморские гости" (1901, обе - Государственная Третьяковская галерея), - так и малоизвестные работы. Впервые в Москве будут показаны шедевр Рериха "Сокровище Ангелов" из Государственного комплекса "Дворец конгрессов" в Санкт-Петербурге и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми (1907) из Пермской государственной художественной галереи. В специальном павильоне экспонируются восемь панно "Богатырского фриза" (1910, Государственный Русский музей), исполненные мастером на сюжеты русских былин для дома промышленника Ф.Г. Бажанова в Санкт-Петербурге. Специально к открытию выставки был завершен первый этап реставрации самого крупного произведения из собрания Третьяковской галереи - задника к легендарным "Половецким пляскам", представленным С.П. Дягилевым в 1909 году в Париже.
Экспозиция разделена на три части. Выставку открывает "Гонец. "Восста род на род"" - первая картина художника, приобретенная П.М. Третьяковым. Первая часть знакомит зрителей с русским периодом творчества Рериха. Пространство зала представляет собой крест, вписанный в квадрат, а произведения сгруппированы по разделам. В разделах "Язычество" и "Начало Руси" раскрывается творческий интерес Николая Рериха к древнему прошлому. Серия этюдов древнерусских городов показана в разделе "Памятники русской старины", где также экспонируются эскизы росписей и мозаик Рериха для церквей. В раздел "Святость" вошли образы святых и подвижников, в том числе знаменитая картина "Пантелеймон-целитель" (1916, Государственная Третьяковская галерея). А в разделе "Бой земной и небесный" представлены произведения, особое внимание в которых сосредоточено на изображении неба.
В основу архитектурного решения второй части экспозиции положен круг - аллегория колеса сансары. Одно из центральных мест здесь занимает серия "Майтрейя" (1925, Нижегородский государственный художественный музей), написанная Рерихом во время Центрально-Азиатской экспедиции. Разделы "Путь индийский", "Гималаи", "Криптограммы Востока" представлены картинами странствий "Великая стена" (1935), "Твердыни Тибета" (1931-1932, обе - Государственный музей искусства народов Востока), "Меч Гэссэр-хана" (начало 1930-х), "Тень Учителя. Тибет" (1932, обе - Государственная Третьяковская галерея), "Кришна" (1946, Государственный Русский музей) и серией гималайских этюдов.
Третья часть выставки посвящена работе Рериха в театре. Здесь представлены эскизы к знаменитым постановкам "Князь Игорь", "Снегурочка", "Пер Гюнт" и "Весна священная". В этой части выставки впервые в процессе реставрации будет показан публике задник к легендарному балету на музыку А.П. Бородина "Половецкие пляски" - созданный по эскизам Рериха "Половецкий стан". Для работы с масштабным полотном (10 х 23 метра) отдел реставрации масляной живописи XVIII - начала XX века под руководством А.И. Голубейко сконструировал и изготовил уникальную валовую конструкцию, позволяющую реставрировать это крупноформатное произведение в вертикальном положении. Проведение первого этапа реставрации было осуществлено при финансовой поддержке Банка ВТБ и БФ "Транссоюз". Возвращение подобного раритета, свидетеля блистательных выступлений "Русских балетов" С.П. Дягилева, а затем и "Русского балета колонеля де Базиля", наследовавшего традиции, репертуар, исполнительский состав и декорационную базу дягилевских сезонов, станет значимым культурным событием.
Вошедшие в состав проекта произведения из музейных собраний России и ближнего зарубежья представляют наследие художника как целостное явление не только отечественной, но и мировой культуры. Выставка раскрывает многогранный талант Рериха, все творчество которого пронизано идеями миролюбия и веры в преображающую силу культуры.
Куратор выставки: Владимир Никишин
Помощник куратора: Дарья Манучарова
Дизайн экспозиции: архитекторы Асс.
Выставка открыта с 10 октября 2023 по 10 марта 2024
Москва, Крымский Вал, 10, Новая Третьяковка, залы 60–61