Выставочный проект музея-заповедника «Царское Село» «Объединяя Россию: от Царскосельской железной дороги до Великого Сибирского пути» отправился в Тюмень. Она стала пятым российским городом, который примет эту масштабную передвижную выставку. Экспозиция в Музейном комплексе имени Ивана Яковлевича Словцова откроется для посетителей
3 августа. Экспозиция посвящена 185-летию открытия первой в России Царскосельской железной дороги и 130-летию основания Транссибирской магистрали. Выставка повторила маршрут путешествия будущего императора Николая II в 1891 году: Владивосток – Иркутск – Новосибирск – Челябинск. Проект стартовал в августе 2022 года по инициативе музея-заповедника «Царское Село» и благодаря поддержке компании «РЖД».
– Изначально мы планировали, что выставка совершит турне по четырём городам – ключевым точкам великого Транссиба. Во Владивостоке, Иркутске, Новосибирске и Челябинске её увидели почти 22 тысячи человек. Мы очень рады такому живому отклику. И когда нам предложили сделать следующим пунктом выставочного маршрута Тюмень, мы убедились, что двигаемся в верном направлении – сама тема, форма подачи, смысловое наполнение экспозиции востребованы и актуальны, – говорит директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова.
На выставке представлено более ста предметов из собрания ГМЗ «Царское Село», Музея железных дорог России (Санкт-Петербург) и киностудии «Ленфильм». Среди них – живопись, графика, фотографии, документы (в том числе с маргиналиями Николая II), мемориальные мундиры, образцы ливрейного и форменного платья, памятные знаки, предметы декоративно-прикладного искусства, связанные с путешествиями императоров; материалы по строительству и функционированию железных дорог, модели поездов и вагонов.
Разделы дополнены мультимедийным проектом (VR-путешествие в императорском поезде, ОАО «РЖД»). ГАРФ предоставил больше ста сканов документов и фото.
Тюменское музейно-просветительское объединение представит на выставке фотографии, на которых запечатлены 17-тонный паровоз Богословской железной дороги; выгрузка материалов при укладке пути Западно-Сибирской железной дороги; встреча первого поезда Западно-Сибирской железной дороги в Кургане 4 октября 1893 года; встреча министра земледелия на Курганском вокзале; вагон императора Николая I на Нижегородской выставке; заготовка шпал для Сибирской железной дороги. Среди предметов – фрагмент рельс с Демидовских заводов 1887 года изготовления, железнодорожные и уличные фонари начала ХХ века, чемоданы и дорожные сундуки, самовары и подстаканники.
Экспозиция не только рассказывает о той роли, которую сыграли железные дороги в развитии территорий и судьбе жителей в разных регионах нашей страны, но и освещает отдельные страницы истории развития железных дорог в России, связанные с российскими императорами как с главными заказчиками их сооружения и как с частными пользователями этого вида транспорта.
Первая «пробная» железная дорога была сооружена по воле императора Николая I вопреки желанию высокопоставленных чиновников того времени. Несмотря на то, что в народе она считалась «увеселительной», да и сам император нередко в качестве развлечения катался «экстренным поездом» с приближенными до своего летнего Александровского дворца в Царском Селе, она стала неоспоримым аргументом в пользу продолжения развития железнодорожного дела в России.
Последняя построенная в дореволюционной России железная дорога — великий Транссиб. Он сооружался под личным контролем Николая II, понимавшим с самого дня закладки значение этой магистрали для развития страны, и по сей день остается непревзойденным по множеству параметров инженерно-техническим сооружением.
Сохранившиеся свидетельства железнодорожных путешествий высочайших особ сегодня большая редкость. Предметы, которые могут рассказать о том, как строились рельсовые магистрали в XIX столетии, как были организованы императорские поездки и как выглядели «дворцы на колесах», хранятся в музейных и архивных собраниях в разных регионах страны. Чтобы собрать воедино эти артефакты и помочь всем интересующимся составить представление об этой интереснейшей странице отечественной истории, и был задуман этот выставочный проект.
Инициатор выставки – музей-заповедник «Царское Село» – проводит ее совместно с Музеем железных дорог России, ГАРФ. Генеральный спонсор – ОАО «РЖД».
В Тюмени выставка продлится до 15 октября 2023 года.