25 мая 2023 года в 14.00 в Невской куртине Петропавловской крепости открывается выставка «Египетские мотивы в истории Петербурга», приуроченная к 320-летию Санкт-Петербурга. На основе подлинных предметов из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга, петербургских музейных и частных коллекций экспозиция рассказывает, как одна из древнейших цивилизаций мира повлияла на архитектурный облик, культуру, искусство и науку северной столицы, оставила свой след в литературе, театральных постановках, в музейных и частных собраниях города.
Европейская культура XVIII-XIX веков обратилась к наследию исчезнувшей нильской цивилизации сначала опосредованно через знакомство с памятниками античного мира, а затем напрямую после наполеоновского похода в Египет (1798-1801). Древний Египет обогатил мировое искусство и культуру такими художественными образами, как пирамиды и обелиски, сфинксы, саркофаги, иероглифы и т.д.
Открывают выставку издания XVIII-XIX веков, посвященными культуре и истории Древнего Египта, из которых многие поколения архитекторов, художников, композиторов и поэтов европейских стран, включая Россию, черпали вдохновение в работе, переосмысляя неведомые им прежде художественные мотивы. Это фундаментальный труд французского филолога и историка, монаха ордена бенедиктинцев Бернара де Монфокона "Древность, изъяснённая и представленная в рисунках" (1722-1724), "Путешествие в Верхний и Нижний Египет" (1802-1828) французского гравёра барона Доминика Виван-Денона, руководителя художественной части наполеоновской экспедиции, первого директора Лувра, "Атлас путешествий, исследований и открытий по Египту и Нубии" (1821) Д.Б. Бельцони, несколько работ знаменитого итальянского архитектора и художника Д.Б. Пиранези, а также иллюстрации из труда русского путешественника и государственного деятеля А.С. Норова "Путешествие по Египту и Нубии в 1834-1835 гг." (1840).
Примечательно, что путешествие А.С. Норова способствовало развитию в России интереса к Египту как объекту туристических путешествий. Наследник российского престола цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II, свое знаменитое восточное путешествие 1890-1891 годов начал именно с Египта, где провел две недели. Первый том отчета об этом путешествии с иллюстрациями также экспонируется на выставке.
Визуальные образы египетской цивилизации, запечатленные в гравюрах и литографиях, а также хлынувший в Европу поток предметов археологических раскопок повлияли и послужили образцами для формирования в искусстве XVIII-XX веков "египетского стиля".
На выставке представлены живописные и графические произведения, листы архитектурной графики, фотографии, запечатлевшие известные петербургские памятники "египетского стиля". Среди них Египетский вестибюль в Павловском дворце (Ч. Камерон, В. Бренна, А.Н. Воронихин, 1780-е -1803), Кагульский обелиск в Царском Селе (А. Ринальди, 1771-1772), Румянцевский обелиск (В. Бренна, 1798), цепной Египетский мост (В. Треттер, В. Христианович, П.П. Соколов, 1826), Египетские ворота на въезде в Царское Село (А. Менелас, скульптор В. Демут-Малиновский, художники И. Иванов и В. Дадонов, 1832), "египетский" дом на ул. Захарьевской, 23 (М.А. Сонгайло, 1911-1913) и многие другие.
Отдельный комплекс изобразительных материалов посвящен самому известному египетскому памятнику Петербурга - подлинным древнеегипетским сфинксам, с 1834 года украшающим пристань напротив здания Академии художеств.
Дополняют экспозицию изысканные образцы мебели, вазы, подсвечники и другие предметы декоративно-прикладного искусства с египетской символикой, которые позволят представить насколько глубоко интерес к культуре Древнего Египта проник повседневную жизнь Петербурга XVIII - начала ХХ века.
Особое внимание на выставке уделяется формированию музейных и частных "египетских" коллекций. Мультимедийная программа, созданная на основе открыток из фондов ГМИ СПб, демонстрирует артефакты из крупнейшего петербургского собрания египетских древностей - коллекции Эрмитажа, формирование которой началось с середины XIX века.
Древнеегипетское искусство привлекало своей таинственностью и своеобразием людей разных творческих профессий.
Например, египетские мотивы нашли отражение в поэмах и стихотворениях петербургских поэтов К.Д. Бальмонта, Н.С. Гумилева, В.Я. Брюсова, А.А. Ахматовой и А.А. Блока. На выставке можно увидеть книги с публикациями этих произведений.
С египетской тематикой связан целый ряд петербургских театральных постановок XIX-XXI веков. В мультимедийном формате на выставке можно увидеть афиши, программы, фотографии, эскизы костюмов этих спектаклей. Среди них знаковой по праву является опера Дж. Верди "Аида". В Петербурге она была впервые поставлена итальянской труппой в ноябре 1875 года. Спустя два года "Аида" исполнялась в Мариинском театре на русском языке.
Также выставка рассказывает о постановках оперы В.А. Моцарта "Волшебная флейта", балете Ц. Пуни "Дочь фараона", балете А.С. Аренского "Египетские ночи".
В экспозиции представлены работы современных петербургских художников и скульпторов, вдохновленных искусством Древнего Египта. Среди них произведения А.Н. Данова "Васильевский остров" из серии "Невские берега", работы В.Д. Румянцева "Прогулка со сфинксом", "Рыбацкие страсти", "Ангел с Петропавловки".
Отдельная витрина посвящена бронзовым сфинксам М.М. Шемякина: созданные в сотрудничестве с архитекторами В.Б. Бухаевым и А.Н. Васильевым, они стали центральным элементом "Памятника жертвам политических репрессий" на Воскресенской набережной. Здесь демонстрируются подлинный проект памятника, а также фотографии и пригласительный с открытия монумента из архива авторов.
Современные примеры авторской интерпретации египетской темы представлены керамической скульптурной композицией "Пирамиды" В.А. Цивина и моделью аллегорической скульптуры "Скрипка-Сфинкс", выполненной коллективом "Студия креативной вещи" и посвященной композитору А.П. Петрову. "Скрипка-Сфинкс" является частью скульптурной экспозиции "Первая скрипка", открытой в 2008 году в Саду Андрея Петрова на Каменноостровском проспекте, и остается пока последним по времени сфинксом нашего города.
25 мая 2023 - 14 марта 2024
Петропавловская крепость, Невская куртина