Выставка «Страсти Христовы» в Музее имени Андрея Рублева посвящена изображению последних дней земной жизни Христа, когда, согласно Евангелию, он был предан одним из своих учеников. События Страстной недели – взятие Христа под стражу, суд, бичевание и поругание Спасителя, Распятие – нашли отражение в иконах, произведениях декоративно-прикладного искусства, скульптуре, книжной графике и живописи.
Среди экспонатов выставки – редкие образы, почитавшиеся в дореволюционной России как чудотворные. Один из них – «Целование Иуды» – прославился в подмосковной Николаевской Берлюковской пустыни в 1829 году. Другой – монохромное изображение несущего крест Христа в терновом венце, получившее в народе название «Спас беленький». По преданию, перед гипсовым барельефом с образом Христа в Спасо-Влахернском монастыре прозрели две слепорожденные девочки, после чего в монастырской иконописной мастерской стали делать живописные копии в бело-серой гамме для паломников.
Ключевой сюжет страстного цикла – Распятие Христово – представлен в памятниках XIV–XIX веков. Этой же теме посвящена картина знаменитого русского художника М.В. Нестерова «Страстная седмица», которая экспонируется на выставке вместе с подготовительным эскизом. Задумав это полотно сразу после революции, живописец завершил работу только в 1933 году. В эскизе автор окружил Распятие огромной толпой людей, однако в окончательном варианте он оставил вокруг Креста только семь персонажей - Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, трех женщин, одна из которых держит детский гроб, священника и крестьянина. Картина отразила духовные поиски художника, его размышления о русской истории.
Участники выставки – Государственная Третьяковская галерея, Государственный исторический музей, музей-заповедник «Останкино и Кусково», Музей Московской духовной академии «Церковно-археологический кабинет», Музей русской иконы имени Михаила Абрамова, частные коллекционеры.