НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Вещь с секретом. Ювелирное искусство XVI – XXI веков. Из коллекции Государственного Эрмитажа

22 октября 2022Санкт-Петербург
Письменный прибор в виде дивана. Гелиотроп, золото, перламутр, чеканка, гравировка, пунцирование, резьба. Париж (?). 1760-70-е годы
Набалдашник трости с подзорной трубой. Черепаховый панцирь, золото; чеканка, пунцирование, инкрустация. Париж. 1720–1730-е гг.
Часы-подвеска в виде жука. Швейцария. 1890-е гг. Клейма на корпусе: ввозные для импортируемых часов. Золото, медные сплавы, сталь, алмаз, бриллианты, рубины, стекло; литье, чеканка, эмаль, гильошировка, гравировка
Часы-яйцо Ротшильда. Санкт-Петербург. Фирма К. Фаберже; мастерская М.Е. Перхина. 1902 г. Часовой мастер Н.В. Роде
22 октября 2022 года в Синей спальне Зимнего дворца открывается выставка «Вещь с секретом. Ювелирное искусство XVI–XXI веков». Экспозиция впервые объединяет ювелирные изделия из коллекции Государственного Эрмитажа, содержащие различные секреты: тайники, сюрпризы; скрытые смыслы.

«Очаровательная выставка о прелестных тайнах ювелирных изделий - типичное для Эрмитажа сочетание науки и опыта знатока», - говорит Михаил Пиотровский, Генеральный директор Государственного Эрмитажа.

В составе экспозиции сто двадцать предметов XVI – XXI веков. Это - кольца, табакерки, часы, кубки, медальоны, портбукеты, чернильницы, трости, музыкальные шкатулки. Они созданы западноевропейскими и российскими ювелирами и вызывают восхищение хитроумной выдумкой и мастерством исполнения.

Самый простой и очевидный из секретов, которые можно встретить, знакомясь с ювелирными изделиями ? это тайник. К изделиям, обладающим подобным секретом, относится золотой Перстень, сделанный в Западной Европе в XVI веке, одно из самых ранних произведений, включенных в экспозицию. Среди открывающихся колец обращают на себя внимание Перстень с камеей «Благовещение» и гербом папы Иннокентия XIП и Перстень с камеей «Бюст Минервы». Вместительное секретное отделение спрятано и в роскошном Ручном зеркале между амальгамированным стеклом и задней панелью. Его можно открыть нажатием на потайной крючок, находящийся на обороте.

Кольца и перстни, показанные в рамках данной выставки, также несут в себе скрытый смысл. Кольца могли оберегать тайну, так с помощью колец-печаток скрепляли письма, сохраняя тем самым конфиденциальность переписки. Чаще всего на печатях изображались владельческие гербы (Перстень-печатка с гербом Шуваловых). В витринах представлены различные варианты обручальных колец, символизирующих таинство брачного союза: кольца-феде, (ит. «mani in fede» - «руки, соединенные в вере»); перстень гиммель (лат. gimellus – близнецы), состоящий из двух частей, которые невозможно разъединить. В некоторых случаях кольца сообщали о принадлежности к тайному обществу, как например, Кольцо с мопсом и надписью «FIDELITE» (конец XVIII века).

Разнообразные табакерки являлись ценными памятными подарками или жаловались в качестве награды за особые заслуги. Под крышками табакерок скрыты портреты или сюжеты, связанные зачастую с темой любви. Иногда в изделие была вмонтирована дополнительная потайная крышка, открыть которую мог только тот, кто знал о секретном механизме. Обращает на себя внимание элегантная Табакерка с портретными миниатюрами (Россия, 1778), созданная Иоганном Готлибом Шарфом и принадлежавшая Екатерине Великой. На золотой, украшенной алмазами крышке табакерки помещен медальон в виде камеи с портретом Алексея Орлова, который поднимается, и под ним находится портрет неизвестного.

Одним из модных аксессуаров XVIII столетия являлись трости. Ювелиры тоже наделяли их секретами, незаметными с первого взгляда. Например, в рукоять изделия заключали подзорную трубу (Набалдашник трости с подзорной трубой, Франция, 1720–1730-е; Трость с подзорной трубой в рукояти, Франция, XVIII в) или часы (Трость с часами в набалдашнике Англия, 1753 Мастер Джон Манс). С конца XVIII века в трости часто встраивали шпагу (Трость-шпага Франция, 1820–1830-е). Из представленных на выставке тростей исключительной по качеству изготовления и выдумке мастера является Трость из черепахового панциря с рукоятью в виде головы орла и шарообразным наконечником (Франция, конец XVIII века), в котором находятся часы. Кроме того, в верхней части, чуть ниже рукояти, скрыт музыкальный механизм. Считается, что трость принадлежала Екатерине Великой.

Часть экспонатов выставки иллюстрируют бытовавшие в обществе прошлых эпох тайные языки мушек, вееров, цветов, камней. Отдельно выделены предметы, которые были хранителями чувств: медальоны, где прятали локон и портрет близкого человека.

Секреты, таящиеся в бытовых вещах, таких как сосуды для питья, приборы для письма, часы менее очевидны. Иногда совершенно невозможно понять, что внешняя декоративность форм маскирует утилитарную функцию. Скрытую функциональность предметов великолепно демонстрируют немецкие серебряные фигурные шутейные кубки XVII века и чернильницы XVIII века. Не зная о назначении изделий, можно подумать, что они являются исключительно настольными украшениями. Среди подобных произведений : Кубок-пушка «Пестрый бык» (Германия, 1592); Кубок-корабль (Германия, 1609-1632); Кубок бык (Германия, первая четверть XVII века); Кубок-мельница (Польша, 1700) и другие. Интересна табакерка в виде миниатюрной гренадерской шапки Лейб-кампании (Россия, середина XVII века), принадлежавшая императрице Елизавете Петровне. Одним из ярких экспонатов является Письменный прибор (Франция 1760-1770-е), выполненный в виде изысканного диванчика в стиле рокайль, повторяющего образцы мебели своего времени. В выдвижных ящичках, спрятанных в валиках дивана, находятся чернильница, песочница и отделение для перьев. Произведение отличает не только необычная форма: предмет был преподнесен Екатерине II польским королем Станиславом Августом Понятовским 27 июня 1783 года.

Миниатюрные часы, продолжающие тему скрытой функциональности предметов, представлены во всем многообразии форм. Ювелиры демонстрировали исключительную фантазию и виртуозное мастерство, изобретая всевозможные корпуса. Перед нами: Часы в виде тюльпана (около 1630); Часы-подвеска в виде бутона (конец XVIII века); Часы-подвеска в виде груши и Часы-подвеска в виде мандолины (1790-е); Часы-подвеска в виде жука (1890-гг.) и другие.

Присутствующие в ряде изделий сюрпризы сделаны главным образом для того, чтобы быть обнаруженными, вызвать восторг и удивление. Уникальным памятником прикладного искусства, являются Серебряные часы с секретом, созданные мастером-самоучкой из Нижнего Новгорода Иваном Петровичем Кулибиным (1735-1818) для Екатерины II. В часы был установлен механизм часового боя, музыкальный аппарат, воспроизводящий несколько мелодий, и миниатюрное устройство, приводящее в действие фигурки в крошечном встроенном театре. По форме часы напоминают гусиное яйцо и состоят из 427 мельчайших деталей.

Секреты или сюрпризы в ювелирном искусстве у многих ассоциируются с пасхальными яйцами знаменитой фирмы Карла Фаберже. На выставке представлены Часы-яйцо Ротшильда (Россия, Санкт-Петербург, 1902). В них сюрприз скрыт под открывающейся розеткой в верхней части. Это механический эмалированный золотой петушок, украшенный алмазами и появляющийся каждый час. Потомком великого мастера - Тео Фаберже исполнено «Пасхальное яйцо “Эрмитаж”» (Великобритания, 2014). Внутри него - миниатюрная карета, исполненная по мотивам коронационной кареты Екатерины Великой.

Завершают выставку произведения современных мастеров из коллекции Государственного Эрмитажа. Это работы творческого союза «Mi-Mi Moscow», созданные в начале 2000-х годов, - подвесы с тайниками, являющиеся аллюзией на медальоны.

К выставке Издательством Государственного Эрмитажа выпущен научный иллюстрированный каталог «Вещь с секретом. Ювелирное искусство XVI–XXI веков» (2022). Автор текста вступительной статьи - Екатерина Евгеньевна Абрамова, научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа. Авторы аннотаций сотрудники Государственного Эрмитажа: Ек.Е. Абрамова, Ел.Е. Абрамова, Т.В. Бабошина, М.А. Блюмин, М.Н. Гаврилова, С.В. Кокарева, О.Г. Костюк, О.В. Локалова-Съедина, А.М. Лукьянчикова.

Выставка подготовлена Отделом западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа (Заведующая Ольга Григорьевна Костюк). Куратор выставки - Екатерина Евгеньевна Абрамова, научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа.

Выставку можно посетить в часы работы музея по входным билетам в Главный музейный комплекс.

Выставка работает до 11.09.2023 г.

www.museum.ru/N81153
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
сайт:hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: другие

важные события  x    ?  

новости от 17.01.2025  x    ?  


Выставка «Дипломатическая деятельность А.С. Грибоедова. Кавказ - Персия» в Хмелите

Фестиваль "Пятницы в Пушкинском" 2025

Выставка «Зеленые дворцы» в Музее-заповеднике «Царицыно»

Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности

Выставка «Волшебник императорских театров Александр Головин» в Люксембурге

Музей-заповедник «Царское Село» завершил реставрацию Императорской фермы

Выставка «Традиции живая нить» учащихся ДХШ им. В.А. Серова в Музейно-выставочном комплексе РАХ

Спасители. Пути спасения

Выставочный проект «Маршалы Победы: полководцы Великой Отечественной войны»

Персональная выставка Петра Безрукова "50 + 1"

Владимир Мартиросов. Траектории ощущений

Презентация издания "Летопись Свято-Андреевского скита на Афоне. Первая часть"

Выставка «Игра в куклы» в Староладожском музее

Фотоавангард 1920-1930-х. Александр Родченко и его современники

Владимир Стерлигов. Елизавета Александрова. Путь к свету

Выставка «Освенцим. Правда» в Музее Победы

Арт-центр "Пушкинская-10" приглашает на первый вернисаж 2025 года

Выставка живописи Олега Жидкова «Россия праздничная» в Угличе

Дорога Победы Ивана Зубкова

Выставка «1905. Через призму искусства»

Ветхий Завет. Взгляд XXI века

Выставка "Русский императив" в Галерее Беляево

Неомодернизм Владимира Паршина

Выставка "Коллаж" в Городском выставочном зале Петрозаводска

Художник Вадим Алексеевич Горбатов. От тундр до джунглей

Юбилейная выставка графики Николая Воронкова в Российской академии художеств

Выставка «Другие города» в Новосибирском художественном музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru