7 октября в Музее российской фотографии открывается выставка работ фотографа Василия Сокорнова «Смещение фокуса, солнце, воздух и вода».
Василий Никандрович Сокорнов (20.02.1867 - 22.04.1946)
Кто из россиян не бывал к Крыму? А кто и не бывал, разве не знаком с его природными и архитектурными достопримечательностями, не сможет их мгновенно распознать и назвать?...
Если говорить о Крыме, то визуальная память об этом легендарном месте с такой силой передана в снимках Сокорнова, что вольно или невольно при воспоминании о полуострове, в первую очередь, перед нашим мысленным взором возникают созданные мастером запечатления…
Волнение, которое охватывает каждого любящего и понимающего фотографическое изображение человека при взгляде на винтажи Сокорнова, говорит о каком-то особом, присущем только этому мастеру, таланте [1, с.14]
В начале XX века фотограф Сокорнов стал популярен далеко за пределами Крыма. Поддерживаемый прежним работодателем – Пазетти, начинающий фотохудожник смог отправить свои работы на Всемирную универсальную выставку, проходившую в Париже. Ее итогом для молодого мастера стала бронзовая медаль и признание мэтров мировой фотографии.
Теперь на бланках фотографий Сокорнова можно было прочитать:
«Фотограф В. Сокорнов, Крым, Алупка, Ялтинская ул. Серебряная медаль – Париж. 1900., Большая серебряная медаль – С.-Петербург, 1903 г.» [1, с.18]. Фотографии художника публиковали в иллюстрированных журналах «Нива», «Солнце России», «Открытое письмо». Более 20 работ было использовано в книге Льва Симиренко «Крымское промышленное плодоводство» (1912).
Он также получил серебряную медаль на ещё одной международной выставке в Санкт-Петербурге, а также на фотографической выставке в Киеве. В 1908 году Сокорнова приняли в Русское фотографическое общество, что давало ему возможность свободно фотографировать по территории всей Российской империи. Он издаёт целые серии фотопейзажей Крымского полуострова, которые охотно раскупаются, а виды дворца Дюльберга в мавританском стиле специально снимает для Великого Князя Петра Николаевича.
В ноябре 1910 года Сокорнов получил «Похвальный отзыв» на первой выставке только что образованного Архангельского фотографического общества «За хорошее воспроизведение Крымской природы», а в следюущем – стал участником «Первой выставки журнала «Фотографические новости» в Петербурге. «Виды Крыма» были замечены обозревателем журнала, который отметил, что одна из фотографий «отлмчается особенным изяществом и красотою». Речь шла о сокорновском снимке волны, разбивающемся о скалу (авторское название «Прибой во время бури. Алупка).
В 1928 г. в Ялте, на Масандровской ул., 21, организуется фотопроизводство Крымгосиздата и Василий Никандрович становится её штатным сотрудником и работал до 1936 г. В 1931 г. он передаёт Крымгосиздату 1300 негативов с видами Крыма.
В 1930-е годы становится участником Всекрымской фотовыставки в Симферополе, на которой экспонирует 50 фотографий, а в 1937 году участвует в Первой Всесоюзной выставки фотоискусства в Москве, где представлял 3 работы. В том же году становится членом Художественного фонда СССР.
В 1944 году, в конце войны, художник фотографировал солдат и офицеров, которые проходили реабилитацию в госпиталях Крыма. В это же время он принял участие в процессе восстановления дворца-музея в Алупке.
В 1945 г., незадолго до смерти, Василий Никандрович подарил Алупкинскому музею 100 своих фоторабот и несколько живописных.
Скончался Василий Сокорнов 22 апреля 1946 года. Похоронен на старом Алупкинском кладбище.
Использованные источники: Китаев А. Василий Сокорнов. Специальность – виды Крыма / Василий Сокорнов. Виды Крыма. Санкт-Петербург, 2005. С. 14-26.
Куратор проекта - Ирина Аликина.
Выставочный проект «Смещение фокуса, солнце, воздух и вода» представлен из архива Музея российской фотографии (г. Коломна)
http://mrf.museumart.ru/
Выставка открыта с 7.10.2022 по 02.04.2023 г.
График работы выставки: с 12.00 до 18.00, санобработка: 14:00-15:00.
Пт-вс - открыт, пн-чт - закрыт.
Адрес выставки: Московская область, г. Коломна, Кремль, Брусенский переулок 31.