Из цикла «Поднесение к Рождеству»
25 декабря 2021 года в Гербовом зале Зимнего дворца (№195) открывается двадцатая выставка из цикла «Поднесение к Рождеству» - «Виван Босе и Август Липпольд: мастера живописного отделения Императорского фарфорового завода. 1850-1870-е годы».
Выставка организована Государственным Эрмитажем и АО «Императорский фарфоровый завод».
«Картины на фарфоре, будь это огромные вазы или керамические пласты - эффектная форма декоративного искусства и замечательная связка между Императорским заводом и Эрмитажем. В них есть особая прелесть и специфическая документальность, которая оказалась важной и для истории нашей картинной галереи. Хорошо, что мы вспоминаем мастеров поименно», ? отмечает Михаил Борисович Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа.
Экспозиция посвящена творческому наследию двух художников, работавших на Императорском фарфоровом заводе в царствование императора Александра II. На ней впервые вместе представлены: парадные вазы, декорированные по проектам французского художника-орнаменталиста Вивана Босe (1818–1876) и его проектные рисунки и эскизы; а также уникальные живописные пласты с росписью саксонского мастера копийной живописи на фарфоре Августа Липпольда (1823–1915). Благодаря их таланту и мастерству качество исполнения декора фарфоровых изделий и копийной живописи достигло исключительно высокого уровня.
Виван Босe (1818–1876) был абсолютным лидером в области разработки живописно-орнаментальных решений фарфоровых произведений 1850-х – начала 1870-х годов. Современники называли Босе «неистощимым композитором рисунков». За редким исключением почти все дизайн-проекты больших парадных ваз этого времени были созданы при его непосредственном участии. Художественное влияние Босе было настолько велико, что постепенно дизайн-составляющая интерьерных произведений вышла на первый план. Дизайны Босe предназначались прежде всего для парадных ваз с полной росписью оборотной стороны тулова, с захватом ножки и горловины, которые также украшались вариациями орнаментных сочинений.
На выставке представлены Парные вазы с росписями: «Пейзаж с пастухами и стадом баранов», «Итальянский пейзаж с дорогой»; Ваза с изображением жанровой сцены и другие. Своим особенно пышным декором обращает на себя внимания ваза «Дама, играющая на лютне». Эскизы к художественному оформлению ваз «Жмурки» и «Блины», расписанных по одноименным картинам французского художника Пьера Франсуа Эжена Жиро (1806–1881), исполнены Босe с непревзойденным изяществом. Помимо исключительно декоративных элементов для украшения орнаментами горловины, оплечья и ножки каждого изделия, особого внимания заслуживают композиции оборотных сторон ваз. Босе проявил себя истинным художником, исполнив миниатюрную картину «Блины», главными героями которой выступают путти в напудренных париках «аллонж», выпекающие блины.
В составе экспозиции - чайный сервиз с монограммой «АА», созданный для великого князя Александра Александровича, а также Романовский сервиз, поднесенный императору Александру II к празднику Рождества Христова в декабре 1861 года. Эскизы декоративного оформления этих произведений также исполнены Виваном Босe.
Август Карл Липпольд (1823–1915) - выдающийся мастер копийной росписи на фарфоре, внесший большой вклад в развитие отечественного фарфорового производства. Никто не владел в таком совершенстве технологией копийной росписи и непосредственно работой с фарфоровыми красками; никто, кроме него, не способен был создавать уникальные фарфоровые пласты колоссальных размеров, высота которых достигала рекордных 80–90 см. Его можно назвать «последним из могикан», поскольку вместе с ним ушла эпоха блестящих художников живописного отделения, первоклассных копиистов – создателей парадных ваз, пластов и других фарфоровых ансамблей, прославивших отечественное производство фарфора в середине XIX столетия.
На выставке представлены фарфоровые пласты, созданные на Императорском фарфоровом заводе: «Мария Магдалина» (1857), по живописному оригиналу Бартоломе Эстебана Мурильо и «Мария Магдалина» (1860-е) по живописному оригиналу Пьетро Антонио Ротари (1707–1762), а также исполненные Августом Липпольдом портреты: Портрет наследника цесаревича, будущего императора Александра III, Портрет жены Иды Софии Амалии и другие произведения.
Живописные миниатюры и их орнаментальное сопровождение – одна из наименее изученных тем в искусстве отечественного фарфора 1850–1870-х годов. Благодаря недавним архивным изысканиям, история бытования Императорского фарфорового завода дополнилась новыми, неизвестными ранее фактами, в том числе - о творческой деятельности Вивана Босe и Августа Липпольда.
«Виван Босе и Август Липпольд: мастера живописного отделения Императорского фарфорового завода. 1850-1870-е годы» - выставка из цикла «Поднесение к Рождеству», посвященного истории и искусству фарфора. Этот цикл стал возрождением Эрмитажем давней традиции, когда в канун рождественских праздников в Зимнем дворце с конца XVIII века показывали лучшие изделия, созданные на Императорском фарфоровом производстве в Санкт-Петербурге.
Традиционно отдельный раздел экспозиции посвящен творчеству современных мастеров АО «Императорский фарфоровый завод». Показанные произведения рассказывают зрителю о поиске художниками новых форм, способов декорирования, демонстрируя при этом преемственность художественных традиций и высочайшее исполнительское мастерство. В этом году особое место в разделе занимает работа заслуженного художника Российской Федерации, художника и скульптора АО «Императорский фарфоровый завод» - Инны Олевской (1940-2021). Масштабная фарфоровая композиция «Jaco Pastorius» (2021), созданная специально для выставки в Эрмитаже, стала последней работой мастера.
К выставке выпущен научный иллюстрированный каталог «Виван Босе и Август Липпольд: мастера живописного отделения Императорского фарфорового завода. 1850-1870-е годы» (Издательство Государственного Эрмитажа, 2021). Автор вступительной статьи к каталогу – Екатерина Сергеевна Хмельницкая.
Выставка подготовлена Отделом истории русской культуры Государственного Эрмитажа (Заведующий – Вячеслав Анатольевич Федоров).
Автор концепции, куратор выставки — Екатерина Сергеевна Хмельницкая, доктор искусствоведения, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры, хранитель коллекции русского фарфора и керамики XIX-XXI веков.
Выставку можно посетить в часы работы музея по входным билетам в Главный музейный комплекс по маршруту № 1 (вход с Иорданской лестницы) и по маршруту № 2 (вход с Церковной лестницы).