2 декабря 2021 года в Дни Эрмитажа в Итальянском кабинете Нового Эрмитажа открывается выставка «Две картины Джакомо Черути из Брешии». На экспозиции представлены произведения «Прачка» и «Пряха».
Джакомо Черути родился в 1698 году в Милане, в начале 1720-х годов он активно работал в Брешиа – городе в области Ломбардия. В это время в Италии было распространено реалистическое направление в искусстве, которое получило название «художники реальности» (ит. pittori della realta). Причиной этому послужило бедственное положение простого народа Италии, которая к началу XVIII века была одной из самых отсталых в экономическом отношении стран Европы. Междоусобные войны и разорение целых областей лишили крова десятки тысяч людей, обрекли их на лишения и нищету.
Черути работал в разных жанрах – портреты, натюрморты, религиозная живопись, но наиболее сильную и самобытную сторону его мастерства составляет группа произведений, в которых художник обращается к теме нищенства. Недаром соотечественники дали ему прозвище «Маленький нищий» (ит. il Pitocchetto). Изображая человека из самых низших слоев общества, художник демонстрирует разные стороны обездоленной, полной трудностей жизни простого народа. По словам итальянского исследователя Роберта Лонги, персонажи Черути написаны «без тени усмешки, без высокомерия, с гуманным участием». Эту мысль подтверждают и картины «Прачка» и «Пряха», выставленные в Эрмитаже. Образы женщин исполнены благородства, в них подчеркнуто достоинство «маленького» человека. Картины написаны с высочайшим живописным мастерством, их выделяет особый колорит, построенный на оттенках коричневых, оливковых, серых, золотистых, голубоватых, сиреневых тонов. Художник не использует резких контрастов света и тени, фон прозрачен, ровный рассеянный свет создает атмосферу тишины и покоя.
Опыт мастеров северных школ, где жанровая живопись достигла наивысшего расцвета в XVII столетии, сильно повлиял на «художников реальности». Мощным стимулом также стало искусство Караваджо, проникнутое глубоким гуманизмом и сочувствием к простому народу. Образы, созданные Караваджо, стали источником вдохновения для художников следующего поколения. Джакомо Черути, живший на севере Италии, стал одним из самых ярких представителей этого жанра. Его творчество формировалось в русле реалистических традиций ломбардской школы, мастеров Высокого Возрождения. Пребывание в Венеции, знакомство с произведениями великих мастеров прошлого, общение с современниками (Гисланди, Тьеполо, Пьяцеттой, Питтони, Маджотто) значительно обогатило его художественный стиль.
На протяжении долгого времени Черути оставался малоизвестным художником. Интерес к его творчеству возник в 1922 году, когда на выставке в Палаццо Питти во Флоренции была показана картина «Прачка», автором которой оказался давно забытый ломбардец. Почти через 10 лет, в 1931 году, итальянский исследователь Джузеппе Делогу обнаружил во владениях графов Сальвадего в окрестностях Брешиа 46 картин Черути и опубликовал их. С этого времени началось планомерное изучение и «собирание» картин ломбардского художника. Несмотря на обилие выявленных работ, долгое время оставалось много пробелов в биографии мастера; в настоящее время их успешно разрешили исследования итальянских учёных.
Выставка организована в рамках соглашения между Фондом Городских музеев города Брешиа и Государственным Эрмитажем и при поддержке агентства Villaggio Globale. 25 ноября 2021 года в Пинакотеке Тозио Мартиненго состоялось открытие выставки одной картины Диего Веласкеса «Завтрак» из собрания Эрмитажа. Шедевр испанского художника пробудет в Брешиа до конца января 2022 года.
Куратор выставки «Две картины Джакомо Черути из Брешии» и автор текста брошюры: Татьяна Борисовна Бушмина, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства.
Когда: 02.12.2021 - 23.01.2022
Где: Итальянский кабинет (зал № 234), Новый Эрмитаж