13 ноября 2021 года в Государственном Эрмитаже начнёт свою работу инклюзивная выставка «Незримое искусство: расширяя границы возможного».
Инклюзия – динамично развивающаяся сфера, которая, тем не менее, пока еще остается новацией для музеев и требует серьёзного и разностороннего подхода. Государственный Эрмитаж уже много лет активно занимается разработкой методологии музейной инклюзии. «Незримое искусство: расширяя границы возможного» – один из знаковых проектов в данном направлении. Он обращен, в первую очередь, к незрячим и слабовидящим людям. Вместе с тем, любой посетитель сможет по-новому «прикоснуться» к наследию мировой культуры.
Выставка познакомит с результатами многолетних поисков и исследований в области создания реплик произведений искусства для слабовидящих и незрячих людей. На экспозиции представлены барельефы по мотивам знаменитых фресок Пенджикента и их «ожившие» анимированные сюжеты, тактильные копии фрагментов Пазырыкского ковра, рельефная модель картины Рембрандта «Автопортрет с затененными глазами» и многое другое. Уникальный проект, объединяющий шедевры мировой культуры, достижения музейной науки и новейшие технологии, призван привлечь внимание как специалистов, так и широкой публики к проблеме инклюзии слабовидящих и незрячих.
Проект «Незримое искусство» поэтапно развивается уже много лет. Первым реализованным объектом стала рельефная модель, созданная на основе живописного автопортрета Рембрандта из собрания Лейденской коллекции (США). Она была представлена публике в Эрмитаже в 2018 году на выставке «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции». Посетители экспозиции в Главном штабе смогут узнать о сложных процессах перевода двумерного изображения в трёхмерное и о различных методиках создания тактильных моделей.
Другой раздел выставки расскажет о трансформации сцен из настенной живописи Пенджикента в объёмные объекты – отдельные барельефы. Пенджикент – древний город, который в V–VIII веках существовал на территории современного Таджикистана. Фрагменты уникальной живописи были вывезены оттуда в ХХ веке археологической экспедицией в Эрмитаж, где прошли масштабную реставрацию и сейчас экспонируются в музее. Однако местами рисунок росписи едва «читается», поэтому трёхмерная и анимированная реконструкция имеет значение не только с точки зрения музейной инклюзии, но и как помощь в восприятии древнего памятника. Воссозданные сюжеты с элементами реконструкции – результат многолетних трудов археологов, научных сотрудников, реставраторов, художников, скульпторов. На выставке также показаны мультфильмы, раскрывающие смысл настенной живописи. Они адресованы не только слабовидящим, но и всем тем, кто желает проникнуть в глубину метафорического смысла персонажей Пенджикентской живописи, являющей собой один из древнейших прообразов современного стиля «комикса».
Ещё один этап проекта, представленный на выставке, был реализован благодаря совместной работе с Азербайджанским национальным музеем ковра (Азербайджан, Баку). При участии сотрудников этого музея были воспроизведены фрагменты древнейшего из ныне известных войлочных ковров, обнаруженного в могильнике Пазырык (IV-III вв. до н.э.), на территории нынешнего Алтая. Петербургские специалисты воссоздали в объеме его фрагменты, а также фигурку войлочного лебедя, найденного в этом же кургане. Всё это даёт возможность не только ощутить рельеф изображения, но и приблизиться к пониманию оригинальной техники исполнения – работе с натуральном шерстяным ворсом и войлоком. Тактильные модели также могут быть интересны всем посетителям музея – многие хотели бы прикоснуться к ковру, ощутить его текстуру, почувствовать особенность техники его изготовления.
Куратор выставки – Игорь Малкиель, заведующий Лабораторией научной реставрации драгоценных и археологических металлов Государственного Эрмитажа.
Отдельная благодарность – специалистам Санкт-Петербургской государственной специальной центральной библиотеки для слепых и слабовидящих. Благодаря их консультациям многие нюансы проекта получили наиболее актуальное воплощение.
13.11.2021 - 12.12.2021