В День святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии музей-заповедник «Коломенское» открывает камерную выставку «Миниатюрная живопись русской иконы».
В экспозиции представлены живописные клейма от царских врат, выполненные Сергеем Фоминым Бодягиным (1694-1717) – кормовым иконописцем Оружейной палаты Московского Кремля. Икона «Коронование Богоматери» (1789) со сложной иконографией – «икона в иконе». На выставке показаны примеры небольших икон для паломников, которые изготавливались в XVIII-XIX веках на территориях самых известных и посещаемых монастырей: Киево-Печерского, Троице-Сергиевого, Соловецкого и других. Ряд памятников происходит из Соловецкого монастыря, например, «малый иконостас» с изображением святителей и архидьяконов, в котором соединились иконы XVI–XVII веков.
Среди экспонатов представлены иконы, которые интересны не только художественными особенностями, но и своей историей. Два предмета происходят из дома графа Алексея Орлова-Чесменского в селе Остров: образы Преподобного Алексия, человека Божия (1801) и Преподобномученицы Евдокии (конец XVIII века). Святой Алексий, человек Божий, считался небесным покровителем графа Алексея Орлова, а Святая Евдокия – небесной заступницей его супруги графини Евдокии Орловой. Икона Державной Богоматери является одним из ранних списков с чудотворного образа Богоматери Державной, обретение которого произошло в подклете церкви Вознесения в Коломенском 2 марта 1917 года, в день отречения императора Николая II от престола.
Иконы, написанные в технике миниатюры, известны на Руси с первых веков принятия христианства. Они продолжают традиции византийской иконописи и книжной миниатюры. На русской почве совершенствование искусства миниатюрного письма связано с распространением житийной иконы, иллюстрирующей сцены из жизни святого и посмертные чудеса.
Каждая эпоха привносила в житийную икону новые композиционные и формальные решения. В конце XVI века особенный интерес к подробному филигранному иллюстрированию житийных текстов присутствует в «строгановской» иконе. В этот период был востребован камерный житийный образ, по тщательности миниатюрного письма сходный с драгоценным изделием. Мелочное письмо сопровождалось подробным текстом. Часто святой изображался в трехчетвертном повороте в молении к Спасителю или Богоматери.
В собрании музея-заповедника «Коломенское» хранятся свыше 160 тысяч музейных предметов. В фонде «Древнерусская живопись» представлены более 2 тысяч икон, которые датируются c XVI до начала XX века. В Коломенском находится одна из лучших коллекций икон второй половины XVII века, написанных мастерами иконописной школы Оружейной палаты Московского Кремля. А также собрание икон из старообрядческих моленных XIX века, в том числе из моленных, расположенных в селе Коломенском.
30 сентября – 26 декабря 2021 г.
Выставочный зал «Атриум». Москва, Проспект Андропова, д. 39