16 июня в Двенадцатиколонном зале открывается выставка «Печать сюрреализма. Книги из собрания Марка Башмакова». Она завершает экспозиционную программу, посвященную книгам художников-сюрреалистов и проводившуюся в Эрмитаже в течение почти двух лет.
После монографических выставок, посвященных книгам Пабло Пикассо, Андре Массона, Макса Эрнста, Жоана Миро и Сальвадора Дали, экспозиция объединяет работы нескольких десятков мастеров, созданные на протяжении более полувека. Около ста изданий представляют зарождение, развитие и метаморфозы движения сквозь призму книги и печатной графики.
Сюрреализм, как зародившееся в литературе движение, всегда был тесно связан со словесным творчеством, а книга служила своеобразным местом встречи художника и поэта. Она была для сюрреалистов важнейшим инструментом поисков, утверждения и распространения новых идей и нового языка. Не только иллюстрация, но и печатная графика в целом, со всем ее спектром возможностей, понималась как экспериментальное поле для воплощения самых радикальных замыслов.
Сюрреализм не был однородным явлением, в его орбите оказывались и те, кто не входил официально в группу Андре Бретона, но был увлечен теми же идеями, или кто испытал лишь временное влияние в период наибольшей популярности движения. Наряду с книгами главных героев сюрреализма зритель познакомится с работами художников, находившихся на периферии течения или за его пределами.
Ранний этап истории сюрреализма представлен иллюстрациями Андре Массона и Жоана Миро, в которых сказался опыт автоматического рисования, «романами в коллажах» Макса Эрнста и его серией фроттажей «Естественная история», фотоальбомом Ман Рэя, первыми книгами с иллюстрациями Ива Танги, Сальвадора Дали и Ханса Беллмера. В первый раздел выставки входят также дадаистские книги Франсиса Пикабиа и Жана (Ханса) Арпа, издания с гравюрами Пабло Пикассо и Жоржа Брака и работы мастеров из окружения сюрреалистов – Стэнли Уильяма Хейтера, Луи Маркусси, Жана Люрса, Александра Алексеева.
В отдельные группы выделены коллективные работы художников. В их число входят поэтические сборники, издания к совместным выставкам, а также номера журнала «Минотавр», обложки которого печатались по макетам Пикассо, Дали, Массона, Марселя Дюшана, Рене Магритта.
Ко второй половине ХХ века относятся масштабные проекты Массона («Пора в аду»), Эрнста («Охота на Снарка»), Арпа («Окольцованное солнце»), Роберто Матты («Come detta dentro vo significando»). Впервые показаны нестандартно решенные книги Жоана Миро («Адские наказания, или Новые Гебриды»), Вифредо Лама («Апостроф’ апокалипсис») и гигантский фолиант Сальвадора Дали «Десять рецептов бессмертия», в который вошли не только гравюры, но и объекты, спроектированные художником. В этом разделе выставки также экспонируются послевоенные работы Пабло Пикассо, Генри Мура, Ханса Беллмера, Рене Магритта, Леонор Фини, Оскара Домингеза.
Автор идеи выставки – Марк Башмаков, советник генерального директора Государственного Эрмитажа.
Кураторы выставки: Михаил Балан, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства (ОЗЕИИ) Государственного Эрмитажа; Юлия Лукьянова, младший научный сотрудник ОЗЕИИ; Иван Черняков, лаборант ОЗЕИИ.
К выставке выпущено издание «Сюрреализм и книга», подготовленное Марком Башмаковым; планируется выпуск каталога в издательстве Государственного Эрмитажа.
Посетить выставку «Печать сюрреализма. Книги из собрания Марка Башмакова» можно в рамках двух маршрутов по Главному музейному комплексу (№ 1 «Вход со стороны Иорданской лестницы» и № 2 «Вход со стороны Церковной лестницы»).