НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Православные церковные облачения XVII – начала ХХ века в собрании Эрмитажа

5 мая 2021Санкт-Петербург
Митра. Парча, золото, серебро, бриллианты, рубины, альмандины, жемчуг, шелк. Россия, 1840-е гг.
Облачение священника (фелонь и епитрахиль). Шелк, металлическая нить, бить, канитель, галун; вышивка. Россия. Первая половина XIX в.
Фелонь. Шелк, бархат, галун, хлопчатобумажная ткань, металлическая, шелковая нити; вышивка, ткачество. Россия. XVII в.
Мантия епископская. Шелк, бархат, металлическая нить, галун; вышивка. Россия. XIX в.
Облачение священника (фелонь, епитрахиль, набедренник). Бархат, пряденая металлическая нить, бить, канитель, галун; вышивка.Россия. Середина XIX в.
К 80-летию Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа

5 мая 2021 года в Малой церкви Зимнего дворца открывается выставка «Православные церковные облачения XVII – начала XX века в собрании Эрмитажа», впервые представляющая коллекцию богослужебных одежд из собрания музея.

Православные церковные облачения – самостоятельная и обособленная группа памятников в собрании Эрмитажа. Как и культурные традиции русского православия, характер священнических одежд уходит своими корнями в Византию. В отличие от светского костюма, церковное облачение не было подвержено изменениям формы под влиянием моды, сохраняя канонические черты на протяжении веков. Вместе с тем в его отделке, использовании тех или иных тканей, характере вышивки изменения все же происходили и связаны они были, в том числе, с господствовавшими стилями в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве

Хронологически экспонаты выставки относятся к XVII – началу XX века и позволяют показать всё разнообразие приемов отделки церковных одежд и стилистические изменения оформления облачений в этот период. Бережно хранимые в музейном собрании, эти памятники материальной культуры представляют большую художественную, историческую и мемориальную ценность. Они являются выдающимися произведениями декоративно-прикладного искусства - уникальными образцами вышивки и ткачества, в которых нашло воплощение творчество народных мастериц-вышивальщиц.

По преданию, особые облачения для совершения богослужений в христианской церкви появились уже во времена апостолов, учеников Христа. Эти одежды были призваны подчеркнуть исключительную важность и торжественность священнодействия, зрительно отделить богослужение от обыденной жизни. Церковные облачения различны для всех степеней священства: дьяконов, священников и епископов. Каждая деталь облачений наделена особым символическим значением и несет свою смысловую нагрузку. Основой следует считать стихарь. Он является символическим образом хитона Господа – одежды страданий Иисуса Христа. На выставке можно увидеть яркий пример искусного исполнения этого облачения ? Стихарь из бордового бархата с вышивкой «Коронование Богоматери» на оплечье (XIX век). Каждая высшая степень церковной иерархии сохраняет права и преимущества предшествующих степеней, внешне это выражается в том, что священные одежды, свойственные низшим степеням, также принадлежат и высшим.

Наиболее ранняя группа из эрмитажного собрания - облачения XVII века. В этот период из-за отсутствия собственного крупного мануфактурного производства, для создания облачений, в основном, использовались привозные восточные и западноевропейские ткани. Их украшали великолепными вышивками, выполненными искусными мастерицами лицевого и золотого шитья, а нередко драгоценными камнями и металлами. Среди подобных вещей Фелонь из зеленого шелка, сшитая из иранской ткани XVII века с вышитым оплечьем русской работы.

В XVIII веке в России активно развиваются шелкоткачество, производство хлопчатобумажных тканей и набивное дело, благодаря чему появляется все больше облачений, созданных из материалов отечественных производителей, ничем не уступающих привозным.

В то время как в столичных соборах и крупнейших центрах православия красота церковной службы была подчеркнута роскошными богослужебными одеждами из шелка и бархата, украшенными изысканной вышивкой, в небогатых храмах использовались облачения из простой ткани с печатным орнаментом - набойки. Материи выбирались с различными узорами, преимущественно с цветочными мотивами, по цвету чаще преобладали красные тона, вероятно, как олицетворение представления народа о «красном», то есть о красивом. К подобным памятникам относятся Фелонь из красной набойки (вторая половина XVIII века) и Стихарь из набойки со стилизованным растительным орнаментом (XVIII век).

Особенно эффектными и разнообразными по способу отделки выглядят богослужебные одежды XIX века, - времени, когда по всей Европе стали увлекаться различными стилями прошлого. В этот период в оформлении православных облачений нередко сочетаются европейские влияния и русские традиционные техники, одной из которых было золотошвейное мастерство. Мастерицы-золотошвеи для получения дополнительных выразительных средств подкладывали под вышивку картон, а иногда шнур или вату, что делало ее рельефной и обогащало игрой светотени, еще больше подчеркивая блеск золота. Особенно нарядно украшалось оплечье – наиболее важная сакральная часть облачения, которое вместе с накладным крестом являлось главным зрительным и смысловым его центром. Яркий пример – Стихарь из бордового бархата середины XIX века, в котором золотое шитье оплечья дополняет мелкий речной жемчуг, один из излюбленных материалов русских вышивальщиц. Среди экспонируемых памятников Комплект облачения из фиолетового бархата, с вышитым знаком Ордена Святого Александра Невского (середина XIX века) – удивительный по красоте и мастерству исполнения образец одеяния, в котором роскошное золотое шитье покрывает практически полностью весь фон из ткани.

Коллекция церковных облачений Государственного Эрмитажа исключительна как по художественному уровню произведений, так и с точки зрения их происхождения. Интересна история создания многих из представленных экспонатов: на выставке можно увидеть уникальный комплект облачения священника (фелонь и епитрахиль), отделка которого вышивкой металлической нитью по белому муару имеет совершенно конкретную датировку. На тонкой хлопчатобумажной подкладке фелони сохранилась надпись: «Из подвенечного платья Государыни Императрицы Александры Федоровны. Пожертвовано в 1842 году января 12 дня».

Большой интерес представляют предметы облачения, рассказывающие о великолепии богослужений, совершавшихся во время торжеств, связанных с российским императорским домом. Одним из подобных памятников является Митра из золотой парчи (1840-е годы), украшенная вышитыми жемчугом орнаментальными мотивами и эмалевыми медальонами в оправе из драгоценных камней. Вероятно, именно она была возложена на голову протопресвитера Иоанна Янышева во время венчания будущего императора Николая II и великой княжны Александры Федоровны. Это торжественное событие изображено на картине из эрмитажного собрания - «Венчание Николая II и великой княгини Александры Федоровны 14 (26) ноября 1894 года» (1895) кисти датского живописца Л.-Р. Туксена; на выставке представлена репродукция произведения.

Впервые на экспозиции показаны эскизы облачений полковых священников российской гвардии. Священники российской гвардии относились к отдельной группе представителей церкви и являлись важными фигурами в русской армии. Рисунки облачений священников российской Императорской Гвардии, выполненные в конце XIX века, выделяет цветовая гамма, соответствующая цветам мундиров гвардейских полков. Подобные одежды могли быть использованы во время церковных служб в дни полковых праздников.

Отдельное место на выставке занимают иконы. Свойственная исполнению иконописных образов каноничность обусловила сохранение в изображениях древних черт, запечатлевающих не только особенности ликов, но также и облачения святых.

В таком составе выставка будет представлена до сентября 2021 года, далее на экспозиции будет проведена ротация. Это обусловлено специальными условиями необходимыми для хранения и экспонирования тканей.

Выставка «Православные церковные облачения XVII – начала XX века в собрании Эрмитажа» подготовлена Отделом истории русской культуры Государственного Эрмитажа (заведующий - Вячеслав Анатольевич Федоров). Кураторы выставки научные сотрудники Отдела истории русской культуры – Ирина Николаевна Кузнецова и Наталья Викторовна Некрасова.

К выставке Издательством Государственного Эрмитажа выпущен научный иллюстрированный каталог «Православные церковные облачения XVII – начала XX века в собрании Эрмитажа». Дизайн каталога И.М. Далекая. Издание реализовано в рамках Международного проекта «Музей 15/24». Автор текста вступительной статьи И.Н. Кузнецова. Авторы каталожных описаний сотрудники Государственного Эрмитажа: М.Н. Гаврилова, А.П. Иванникова, И.Н. Кузнецова, М.А. Мешалкин, Н.В. Некрасова, А.В. Соловьев.

Выставка приурочена к открытию после реставрации Малой церкви Зимнего дворца. Храм Сретения Господня (Малая церковь) в Зимнем дворце был построен по проекту Франческо Бартоломео Растрелли в 1768 году. Благодаря удобному расположению на втором этаже северо-западного ризалита он постоянно использовался императорской семьей для частных богослужений. При Николае I эта домовая церковь получила статус собора, каждый год 14 декабря здесь совершалась служба в память трагических событий, связанных с восшествием императора на престол. После пожара 1837 года Малая церковь по настоянию Николая I была восстановлена практически в прежнем оформлении; всеми работами руководил архитектор В. П. Стасов. Торжественное освящение воссозданного храма состоялось в день Сретения Господня – 2 (14) февраля 1839 года. После революции 1917 года алтарь был разобран, стены и потолок закрашены, помещение приобрело безликий утилитарный вид. Работы по восстановлению и реставрации архитектурного убранства Малой церкви, длившиеся несколько лет, были завершены в 2019 году.

Когда: 05.05.2021 - 13.03.2022

Где: Малая церковь Зимнего дворца

www.museum.ru/N77603
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
сайт:hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: исторические, другие

важные события  x    ?  

новости от 25.01.2025  x    ?  


Выставка «Полководцы Победы» и историческая реконструкция в Музее-панораме «Сталинградская битва»

Между Ветхим и Новым. Памятники XVII-XVIII веков из Музея им. Андрея Рублева и Исторического музея

В музее-заповеднике «Царское Село» сирень зацвела в январе

Выставка «Прогулки с Данте и разговоры с Боккаччо»

Презентация итогов реставрации картины Луки Джордано «Святой Себастьян» в Пушкинском музее

Выставка "Твоим героям, Ленинград!" в Памятном зале Монумента героическим защитникам Ленинграда

Владимиру Высоцкому посвящается

Выставка "Классический мир Юга России" в музее-заповеднике "Архангельское"

Показ коллекции дагеротипов шведского художника Карла Петера Мазера из собрания Исторического музея

Выставка музея-заповедника С.А. Есенина в казанском Музее А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина

Возвращение воина. Уникальная италийская фреска IV века до н.э.

Выставка «Вернисаж Музея Победы» в Комсомольске-на-Амуре

XI Всероссийская научно-фондовая конференция в Государственном музее Л.Н. Толстого

Выставка «Ялта 1945: фундамент нового мироустройства»

Конференция «Музей в культурном пространстве исторического города» в Угличе

Фотовыставка «Летний. Времена года» в Восточном павильоне Михайловского (Инженерного) замка

Презентация ботика Петра I «Святой Николай» в Музее Мирового океана

Выставка «Фотоклуб „Новатор“. ХХ век» в РОСФОТО

Свет незримого мира. Живопись Игоря Купряшина

"Час ученичества" в Омском музее Кондратия Белова

Трансазиатский художественно-просветительский проект «Ожерелье экватора»

Магический сад. Выставка живописи Марии Дрезниной и мозаичной скульптуры Душаны Бравура

Военно-историческая миниатюра Алексея Бажанова

Сергей Чернов. Играя в авангард

Рождение нового дня. Персональная выставка Ирины Степанченко: графика, береста, живопись

Персональная выставка Петра Безрукова "50 + 1"

Фотоавангард 1920-1930-х. Александр Родченко и его современники

Выставка «Освенцим. Правда» в Музее Победы

Выставка «Игра в куклы» в Староладожском музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru