НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка "Искусство русского офорта. Вторая половина XIX – начало XX века" в Эрмитаже

c 24 апреля по 25 июля 2021Санкт-Петербург
Серов В.А. Сидящая натурщица. 1899. Бумага; офорт, отпечаток сепией. 22,5х15,5; 39,7х27,0
Репин И. Е. С собственного оригинала 1881 г. Портрет М.П. Мусоргского. 1885. Бумага ''верже''; офорт, сухая игла. 21,7 х 15,0; 41,2 х 26,0
Веденеева-Крипская О. С оригинала Дж. Ромни конца 1780-х гг. Портрет миссис Хэрриет Гриер. 1915. Бумага, плюр; офорт, отпечаток сепией. 46,7 х 37,6; 66,2 х 54,0
Краснушкина Е.З. Зимняя тройка. 1883. Бумага, плюр; офорт. 12,5 х 16,0; 18,2 х 23,0
Серов В.А. С собственного оригинала 1895 г. Октябрь. 1898. Бумага; офорт, акварель. 35,7 х 53,5; 54,5 ?х79,3
24 апреля 2021 года в Зимнем дворце начинает работу выставка «Искусство русского офорта. Вторая половина XIX – начало XX века».

На выставке впервые монографически представлена история русского офорта – особого вида гравировального искусства, имеющего двойное значение. Этим термином называют технику рисунка, исполняемого офортной иглой по грунту, нанесенному на металлическую (медную, цинковую или латунную) доску, подвергаемую затем травлению «крепкой водкой» (азотной кислотой) до проявления углубленного изображения и получения с него на печатном станке красочного оттиска. Офортом называется также эстамп, выполненный данным способом гравирования и отпечатанный на бумаге. Замечательный мастер офорта В.А. Серов справедливо признавал это искусство как «нечто схожее с гравюрой, но в тысячу раз живописнее, художественней», его современник И.И. Левитан с восторгом отзывался о своих занятиях офортом: «Какая прелесть, это выше живописи».

Выставка создана на основе собрания Государственного Эрмитажа и посвящена второй половине XIX – началу XX века, когда этот вид печатной графики приобрел наибольшую популярность. Для экспозиции отобрано 190 офортов, большинство из которых публикуются впервые. К настоящему времени в Эрмитаже хранится одно из самых ценных собраний русского офорта.

Выставка познакомит с наследием таких выдающихся офортистов, как В.А. Бобров, Л.Е. Дмитриев-Кавказский, Э.К. Липгарт, В.В. Матэ, Н.С. Мосолов, И.П. Пожалостин, М.В. Рундальцов, А.И. Сомов. Впервые в Эрмитаже демонстрируются уникальные образцы работ в этой технике знаменитых художников-живописцев Т.Г. Шевченко, Н.Н. Ге, И.Н. Крамского, И.И. Шишкина, И.Е. Репина, В.А. Серова.

Ярко продемонстрировал в 1860-1870-х годах искусство гравера-интерпретатора Н.С. Мосолов. Его эстампы, созданные по оригиналам «старых» мастеров и полотнам современных для него живописцев, получили общеевропейское признание. Они знакомили читателей как с шедеврами Эрмитажа («Юдифь», «Сыновья Иакова показывают отцу окровавленную одежду Иосифа»), так и с произведениями русских художников («Тайная вечеря» и другие).

Наиболее плодовитым мастером офорта был В.А. Бобров, преимущественно работавший в жанре портрета. Награвированные им произведения представляют ценнейшую иконографию исторических лиц. Среди них – портреты Т. А. Неффа, В.В. Верещагина, Ф.М. Достоевского, В.В. Самойлова.

Еще один известный мастер офорта – М.В. Рундальцов, также работавший в портретном жанре, создал целую галерею портретов современников, начиная с членов императорской фамилии и заканчивая знаменитыми художниками, композиторами, музыкантами, поэтами и писателями. На выставке можно увидеть, в частности, портреты Г.И. Семирадского, П.И. Чайковского, И.С. Тургенева, А.С. Пушкина.

Молодые художники и графики М.П. Клодт, Е.З. Краснушкина, О.А. Кочетова, В.М. Максимов, Е.П. Михальцева, К.А. Савицкий и Н.А. Гоголинский, вошедшие в состав организованного в 1871 году по инициативе Л.М. Жемчужникова и А.И. Сомова Общества русских аквафортистов, также свободно владели разнообразными приемами иглового рисунка. Выполненные ими офорты посвящены повседневным крестьянским занятиям, сценам военного быта, сельскому пейзажу.

Расцвет искусства русского офорта последних десятилетий XIX века и предреволюционного периода связан с именем Василия Васильевича Матэ. Многие офортисты прошли его школу обучения. С 1894 года В.В. Матэ, занимал должность профессора-руководителя гравировальной мастерской Академии художеств, и большую часть своего творчества посвятил именно офорту, создав более трехсот произведений высочайшего художественного уровня.

В гравировальной мастерской В.В. Матэ практиковались в офорте и знаменитые художники-живописцы. И.Е. Репин исполнил здесь около десяти эстампов, в том числе несколько этюдов с натурщицами, а также лучшую свою работу в этой технике - портрет М.П. Мусоргского. В 1890-х годах В. А. Серов создал в этой мастерской автопортрет, портрет своего друга-учителя В.В. Матэ, иллюстрации к басням И.А. Крылова и пейзажные виды села Домотканова.

Высоким мастерством в технике офорта заявил о себе с начала 1870-х годов И.И. Шишкин, увлеченно переводивший на печатную доску свои зарисовки лесных пейзажей. Комбинациями травленного штриха, акватинты, пунктира, мягкого лака с доработкой сухой иглой он добивался передачи ощущения живой натуры, состояний световоздушной среды при утреннем рассвете, вечернем закате, перед бурей или же в состоянии тихого покоя. Шишкиным было создано около ста офортов; их издавали в альбомах или продавали отдельными листами как самостоятельные станковые произведения.

На выставке также можно увидеть инструменты гравера (иглы, штихели, гладилки, шаберы, рулетки и проч.) и офортные доски работы заслуженного художника Российской Федерации О.Ю. Яхнина (из серии иллюстраций к рассказам А. Грина, к двум притчам и двум экслибрисам). Также посетителям будет представлен печатный офортный станок фирмы «Речвут», изготовленный в 1872 году в Санкт-Петербурге (из собрания художника-графика В.В. Кобзева).

Кураторы выставки – Галина Алексеевна Миролюбова, ведущий сотрудник Отдела истории русской культуры, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель культуры Российской Федерации; и Юлия Вадимовна Шаровская, заведующая сектором изобразительного искусства Отдела истории русской культуры.

К выставке подготовлен научный иллюстрированный в каталог «Искусство русского офорта. Вторая половина XIX – начало XX века». Издание знакомит с творчеством, основными достижениями и проблемами в портретном, пейзажном и бытовом жанрах, а также с разновидностями технических приемов, используемых офортными мастерами. Авторы концепции, вступительных статей: Г.А. Миролюбова, Ю.В. Шаровская

www.museum.ru/N77535
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
сайт:hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 29.03.2024  x    ?  


Выставка к 215-летию со дня рождения Н.В. Гоголя в Российской национальной библиотеке

Браво, Боголюбов! К 200-летию со дня рождения художника

Выставка «Праздник Благовещения» в Музее имени Андрея Рублева

Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова

Выставка "Дикое поле. В вечном движении" в Государственном историческом музее

Образ художника и слово писателя. Иллюстрации Б. Непомнящего к произведениям Ф.М. Достоевского

Выставка "Время жить и помнить" в Музее политической истории России

Сергей Иванович Мосин – легенда оружейной Тулы. К 175-летию выдающегося конструктора

Марина Аргунова «Мальчишки и девчонки». Фотография

Конкурс «Наш Шолохов»

Персональная выставка Андрея Блиока в Музее современного искусства АРТМУЗА

Наследники Данилы-Мастера

Выставка «Крым – 80-летие подвига» в Музее Победы

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Выставка "Весна-2024" в Большом зале Санкт-Петербургского союза художников

Художественная резиденция в Мастерской Эдуарда Штейнберга в Тарусе

«Солдаты милосердия». Выставка музея-заповедника «Сталинградская битва» в Туле

Маршруты особой важности. К 85-летию спецсвязи

Выставка "По обе стороны рампы" в Иркутском музее декабристов

Живое и Мертвое. Экологическая фантазия

Коллаж как продолжение театра

Выставка «Преемственность поколений» в Ростовском областном музее изобразительных искусств

Экзотические птицы. Пернатые обитатели зоопарков мира в кадрах фотографа Александра Авалова

Звери и птицы Ирины Маковеевой

Выставка "Однажды бабочке приснилось..." в Дарвиновском музее

Искусство и декорация как повседневность античности


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru