Очень часто punctum представляет собой "деталь",
т.е. частичный объект.
Поэтому привести примеры punctum'a
означает некоторым образом открыть свою душу
(с) Ролан Барт "Camera Lucida", 1980
Может ли фотограф стать посредником в неустойчивом и хрупком взаимодействии между человеком, которого снимают и зрителем? Какую роль примеряет на себя фотограф, когда отрывается от объектива и становится зрителем? Позволяет ли работа фотографа с собственной рефлексией ускользать от привычной роли «оператора» фиксируемой реальности и говорить о фундаментальных свойствах фотографии? Эти и многие другие вопросы возникают при осмотре выставки Бориса Сысоева «Punctum». Важно отметить, что фотограф снимает бережно, чутко и искренне, всматривается в портретные образы и натуру человека сквозь призму любования и неподдельного интереса.
Неудивительно, что в качестве концептуальной основы выставки взята важная и несколько загадочная теория «punctum» знаменитого философа литературоведа и теоретика фотографии Ролана Барта. Идея о том, что в фотографии есть некая «деталь», «укол», позволяющая разорвать порочный круг привычных представлений об увиденном сюжете, сцене, человеке, отчетливо резонирует с другой фразой Барта «эмоция как отправная точка», которая выступает, своего рода, гуманистическим лозунгом выставки.
Экспозиция выставки включает более пятидесяти фотографий известных художников, искусствоведов и деятелей искусства, связанных с Российской академией художеств. Среди них: З.К. Церетели, В.З. Церетели, К. Сакарелло, О.А.Кошкин, Т.Т. Салахов, А.А. Золотов, Б.А. Мессерер, Т.Г. Назаренко, П.Ф. Никонов, К.В. Худяков, А.Г. Акритас, А.В. Цигаль, О.М. Савостюк, А.И. Рукавишников, А.Н. Ковальчук, А.Н. Бурганов, А.А. Любавин и многие другие. Коллективные фотографии с различных мероприятий чередуются здесь с индивидуальными фотопортретами.
Отдельная часть экспозиции посвящена ушедшим из жизни художникам и искусствоведам: Д.Д. Жилинскому, Е.И. Зверькову, Л.В. Шепелеву, С.М. Бархину, М.М. Кирилко-Рюмину, И.В. Голицыну, Н.Б. Никогосяну, П.П. Оссовскому, М.А. Чегодаевой, К.В. Нечитайло, И.П. Обросову и другим. Перед лицом смерти эти фотографии словно стали реликтами прошлого, обозначив важную роль частной инициативы Бориса Сысоева по сохранению памяти и вклад в общественное и институциональное развитие мемориальной культуры Российской академии художеств. Не менее значимым обстоятельством является передача вошедших в экспозицию фотографий в фонд академии. Выставка приурочена к этому событию.
Кроме того, выставку дополняет интервью, взятое Ириной Дайнеко. В нем фотограф рассказывает о знакомствах и дружбе с художниками, о становлении в профессии, о технологических основах фотографии и ее способности сохранять и распространять память о людях, их жизни и культуре. Таким образом, фотографии становятся частью личной и профессиональной биографии, а портретная съемка преобразуется в нечто большее, в способ художественного видения. Эта экзистенциальное отношение к фотографии сближает Сысоева с автобиографической «тональностью» исследований Ролана Барта.
Борис Григорьевич Сысоев (род.1950) – профессиональный фотограф и журналист, почётный член Российской академии художеств, член Московского союза художников.
Выпускник факультета фотожурналистики Института журналистского мастерства при Союзе журналистов СССР. В юности сотрудничал с Государственной Третьяковской галереей.
Работал в ряде общесоюзных и общероссийских СМИ. Автор фоторепортажей и отдельных снимков для множества газет и журналов, в том числе таких известных, как «Огонёк» и «Paris Match». На протяжении двенадцати лет являлся фотографом Пасхального фестиваля под руководством Валерия Гергиева.
Материал составлен на основе статьи Александра Саленкова
Управление информации РАХ