НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Ученье - свет! Книгоиздательский и просветительский плакат в России. Из собрания Русского музея

c 16 декабря 2020 по 29 марта 2021Санкт-Петербург
Алексей Радаков. Знание разорвет цепи рабства. Пг., ГИЗ, 1920. Хромолитография. 89.3 х 63. ГРМ.
Н.х. Книга дает знание и силу. М., ГИЗ. 1927. Хромолитография. 42 х 54. ГРМ.
Н.х. Просвещение - орудие в руках пролетариата против гнета капитала. Пг, Клубная секция Внешкольного отдела Народного Комиссариата по Просвещению. 1919. Хромолитография. 89 х 66. ГРМ.
Монограммист Ф. ЛЕНГИЗ. Лучший подарок ребенку - книга. Настоящий пионер только тот, кто много читает. Л., ГИЗ, 1924. Хромолитография. 72.2 х 54. ГРМ.
Н.х. Реклама подписки на газету ''Известия ЦИК СССР и ВЦИК'' и журналы ''Красная нива'' и ''Новый мир''. М., Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 1925. Хромолитография. 72.7. х 50.5. ГРМ.
16 декабря в Мраморном дворце открывается выставка плаката первой трети ХХ века, посвященного теме образования и просвещения в России. В экспозицию вошло около 130 произведений из коллекции Русского музея.

Плакат первой трети ХХ века сыграл очень важную роль в процессе распространения всеобщей грамотности и образования в России.

Дореволюционный книгоиздательский плакат, с которого начинается экспозиция, был, по сути своей, инструментом торговой рекламы, но, тем не менее, объединил в себе сразу несколько просветительских функций: эстетического воспитания, потому как плакат являлся самым действенным способом внедрения в общественное сознание художественных образов; ознакомления широкой публики с миром печатаных изданий, и, наконец, функцию передачи информации через реализацию рекламируемого товара - книг и периодических изданий. В этой части экспозиции представлены работы, в основном, известных мастеров, таких как Иван Билибин ("Реклама изданий сказок с рисунками И. Я. Билибина", 1903); Сергей Чехонин ("Реклама издания "История живописи всех времен и народов" А. Н. Бенуа", 1912) и др.

Адресатом книгоиздательского плаката являлась лишь грамотная часть населения, имевшая финансовую возможность приобретать книги и периодические издания. После революции 1917 года ситуация кардинально поменялась.

Основатели советского государства мечтали сформировать человеческую личность нового типа и абсолютно иную общественную формацию. Для внедрения новых идей в сознание граждан, была необходима система агитации и пропаганды. А одной и самых острых проблем первых послереволюционных лет, серьезно тормозивших осуществление замыслов советской власти, был низкий уровень образования. Печатное же слово в то время было практически единственным средством коммуникации. Таким образом, всеобщее обучение являлось первоочередной задачей. Ликбезу (ликвидации безграмотности) - одному из самых масштабных социально-образовательных проектов в отечественной истории - посвящена значительная часть выставки. (Николай Терпсихоров "Грамотный, обучи неграмотного", 1930; Неизвестный художник "Говорил Ильич: "учитесь", кто неграмотен стыдитесь.", 1920-е.)

Плакаты советского периода сгруппированы в экспозиции по темам. Первый из них - ранний декларативный плакат. Пропаганда образования в первые годы советской власти говорила на языке аллегорий, представляла знания своего рода ключом от двери, ведущей из царства мрака и угнетения в светлое и свободное будущее. (Неизвестный художник "Только советская власть ведет рабочие массы к свету и просвещению", 1919; Алексей Радаков "Неграмотный тот же слепой", 1920) Но постепенно задача по ликвидации безграмотности и внедрению всеобщего образования начала решаться, и плакаты стали призывать к конкретным делам - оказанию помощи школам и библиотекам, обучению безграмотных, получению образования и т.д. (Георгий Ланге "Товарищи! Дети наши и заботы наши…Неделя помощи школам", 1923; И. Мурзаев "Изобретатель вооружайся техническими знаниями", 1931). Самостоятельные части экспозиции посвящены введению всеобщего образования в сельской местности и национальных республиках. (Василий Баюскин "В избе-читальне", 1929; Федор Малеев "Культурная революция в национальных республиках", 1930).

Целый пласт плакатов посвящен чтению, которое провозглашалось "обязанностью" человека и непременной частью его образа жизни.

Первые десятилетия ХХ века для плаката вообще и просветительского в частности были временем его становления, выработки собственного языка и образных приемов. Этим объясняется невероятная разнородность стилей, так как к работе над ним привлекались самые разные художественные силы - живописцы, графики, скульпторы, архитекторы. В плакате заметен и лубок, и стиль модерн, и традиции журнальной и книжной графики, и поиски конструктивистов.

Среди авторов есть и известные имена с узнаваемым стилем и филигранной техникой - Борис Кустодиев, Александр Дейнека, Дмитрий Моор, Алексей Пахомов, Дмитрий Буланов, Николай Кочергин, Алексей Радаков и др., и безымянные мастера, чья манера выдает руку самодеятельного художника. Тем не менее сегодня интерес и ценность представляют любые образцы плакатов того периода, так как они демонстрируют всю палитру художественного поиска и четко отражают процесс становления жанра.

Экспозиция дополнена произведениями скульптуры, нумизматики, народного и декоративно-прикладного искусства, в которых нашла отражение основная тема выставки.

Выставка продлится до 29 марта 2021 года.

www.museum.ru/N76620
Ваше мнение »»

»»Мраморный дворец
Адрес:город Санкт-Петербург, Миллионная ул., 5/1
Проезд:Ст. м. "Невский проспект"
Телефоны:(812) 312-9196
сайт:www.rusmuseum.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 19.01.2021  x    ?  


Акция «Бесплатные экскурсии по ВДНХ» продлена

Выставка графики и живописи Екатерины Серебряковой «Чувства»

Покровскому собору 460

Сергей Баранов. Котлован. По повести Андрея Платонова

Презентация книги «Узелки блокадной памяти» в Мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда

Выставка "Передвижники" в Ржевском выставочном зале

Постеры из коллекции Пушкинского музея на выставке в Московском метрополитене

Выставка Анастасии Кузнецовой-Руф "Так никто не делает" в галерее Файн Арт

Конференция «Музеи в пространстве культуры: вызовы времени и новые решения» в Екатеринбурге

Выставка «Охота пуще неволи»

Ленинградский Рок-клуб в фотографиях. К 40-летнему юбилею

Выставка «Новые идеи для города: вода в городе»

I триеннале декоративного искусства в Пензе

Владимир Трещёв. Посвящение городу

Выставка Ирины Левашевой «О путешествиях японской тушью»

Бесценное сокровище Уэлена

"Нет праведника без почитания книжного". Выставка рукописных книг Русского Севера XVI–XX веков

Юрий Гусев. Мста

Выставка «Светопись. Фототеатр Марины Свининой»

Театр Александра Бенуа. Мания Петрушки

Выставка «Коллекция Валериана Вадимовича Величко»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2021 Museum.ru