Старый потертый чемодан с уникальными документами передан в Центральный музей железнодорожного транспорта России. Его содержимое можно смело назвать достоянием истории транспортной отрасли нашей страны.
Имя Якова Модестовича Гаккеля в первой половине XX века было широко известно в связи с яркими изобретениями в области самолёто- и тепловозостроения. Его аэропланы устанавливали рекорды, а 5 августа 1924 года из Балтийского судостроительного завода вышел построенный по его проекту первый магистральный тепловоз в мире. В 1934 году Гаккель сконструировал паровой трактор.
Уникальные документы, фотографии, чертежи и рукописи великого ученого хранились под ворохом книг в одной из квартир Санкт-Петербурга. Исследователь, который занимался их изучением, умер, и редкие материалы пылились в забытьи. Благодаря неравнодушному отношению к историческому наследию петербуржца Александра Исаева, ценнейший архив оказался в музее.
На торжественной передаче семейного архива в Центральный музей железнодорожного транспорта России присутствовал правнук Якова Модестовича, Александр Александрович Гаккель.
"Огромное спасибо, что есть возможность все это сохранить, - сказал Александр Александрович. - Здесь жизнеописание прадеда, многие его труды. Он строил электростанции, самолеты, электрические трактора. Обещаю: если буду находить что-то еще, обязательно передам в музей. Сама же идея передать архив в музей витала в воздухе несколько лет, и вот наконец реализована".
Кроме документов, связанных с именем Якова Модестовича, в огромном чемодане есть докторская диссертация Екатерины Яковлевны Гаккель, дочери талантливого инженера и бабушки Александра Александровича. Она была профессором кафедры "Локомотивы и локомотивное хозяйство" ЛИИЖТ, внесла огромный вклад в развитие отечественного локомотивостроения.
Принимая бесценный дар, директор музея Владимир Мителенко отметил: "Цель нашей деятельности, помимо экспонирования, это накопление, сохранение и изучение исторического наследия транспортной отрасли. Полученные сегодня материалы будут аннотированы и изучены. Безусловно, они представляют особый научный интерес, ведь Яков Модестович Гаккель - основоположник российского тепловозостроения, он исторически важен как для железнодорожников, так и для всей транспортной науки в России. В нашей экспозиции представлена действующая модель тепловоза Гаккеля, у нас есть раздел, посвященный талантливому инженеру. После тщательного изучения материалов музей расширит экспозицию, посвященную этой теме. Каждый предмет будет взят на государственный учет. Полученный сегодня дар останется на века, для потомков."
В музее реализуется проект "Семейное достояние - гордость России". Сотрудники музея говорят, что сегодняшнее мероприятие - хороший пример для потомков инженеров, оставивших свой вклад в развитии отечественных железных дорог, именно так и нужно сохранять историю