НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Завоевание иррационального. Книги Сальвадора Дали из собраний Марка и Павла Башмаковых

c 11 марта по 31 маяСанкт-Петербург
Лотреамон. Песни Мальдорора. Париж. Изд. Альбер Скира. 1934 г.
Данте Алигьери. Божественная комедия. Париж. Изд. Жозеф Форе; Изд-во «Les Heures Claires». 1959–1963 гг.
Иоганн Вольфганг фон Гёте. Фауст. Париж. Изд-во «Graphik Europa Anstalt» [Пьер Аржилле]. 1969 г.
Зигмунд Фрейд. Моисей и монотеизм. Париж; Ницца. Изд-во «Art et Valeur». 1974 г.
11 марта 2020 года в Главном штабе открывается выставка «Завоевание иррационального. Книги Сальвадора Дали из собраний Марка и Павла Башмаковых».

Первая крупная книжная работа Сальвадора Дали – цикл иллюстраций к поэме Лотреамона «Песни Мальдорора» – появилась в 1934 году. Наряду с «романами в коллажах» Макса Эрнста издание стало одной из главных иллюстрированных книг сюрреализма. Тем не менее в творчестве Дали этот опыт долгое время оставался уникальным: в 1930-е годы он, как правило, ограничивался созданием отдельных эстампов для книг своих друзей – поэтов (Андре Бретона, Поля Элюара, Рене Шара, Рене Кревеля). Следующие большие серии иллюстраций мастера появятся лишь десять лет спустя.

Расцвет деятельности Дали-иллюстратора приходится на вторую половину ХХ века. К этому времени стараниями художника его имя превратилось в популярный бренд, так что издатели регулярно заказывают ему гравюры, литографии или рисунки. Дали иллюстрирует десятки книг, он с легкостью берётся за любые, самые амбициозные проекты, вдохновляясь самыми разными текстами - от Библии до поэзии Мао Цзэдуна. В отличие от своих бывших товарищей по сюрреализму, он охотно обращается к классике мировой литературы (Овидий, Данте, Ронсар, Гёте, Шекспир, Мильтон), словно показывая, что считает себя равным великим поэтам прошлого и сам намерен стать современным классиком.

Дали привык играть на публику. Даже камерное искусство книги подчас превращается у него в громогласное шоу. В оформлении изданий сказывается склонность к эффектным жестам: сложная многокрасочная печать, дорогие материалы, тисненные золотом футляры или обложки, роскошные кожаные переплеты, иногда огромный формат, привычный не для книжной, а для рекламной графики.

Многие книжные работы Дали можно рассматривать как иллюстрации в традиционном смысле слова, узнавая сюжеты и героев литературного произведения. Но в интерпретации художника практически любой сюжет превращается в далианское зрелище – неслучайно в оборот входит неологизм «dalinisé» (фр. «далинизированный»). Как завоеватель, утверждающий свою власть в покоренной стране, Дали населял мир автора собственными изобразительными мотивами. Эгоцентрик в жизни и в искусстве, он видел текст сквозь призму своей личной мифологии. Так, в иллюстрациях к «Божественной комедии» Ад наполнен цитатами из полотен 1930-х годов, а Рай отсылает к работам начала 1950-х: рассказ о путешествии Данте «рифмуется» с рассказом о пути самого Дали от ранней сюрреалистической образности к «ядерному мистицизму» и увлечению классикой.

Выставка в Главном штабе продолжает экспозиционную программу, посвященную книгам художников-сюрреалистов. В ее состав войдет более двадцати книг и графических серий, выпущенных в 1930-1970-е годы. Знаменитый цикл гравюр к «Песням Мальдорора» (1934) впервые в Эрмитаже будет показан развернуто. Среди изданий 1950-1960-х годов нужно выделить иллюстрации к Дон Кихоту (одна из лучших работ Дали, результат экспериментов с техникой литографии, развивающих сюрреалистические методы «автоматического» рисования), а также громадные (сто и сто пять листов соответственно) циклы иллюстраций к «Божественной комедии» и Библии. Позднее творчество Дали представлено прежде всего эффектными крупноформатными изданиями: «Моисей и монотеизм» Зигмунда Фрейда, «Двенадцать колен Израилевых», «Сновидения» Франсиско де Кеведо, «Далинизированный бестиарий Лафонтена». В число работ 1970-х годов входят также серии «Капричос Гойи Сальвадора Дали» и «Озорные сны Пантагрюэля». Их источниками послужили не литературные, а графические произведения, однако метод художника – тот же, что и в его иллюстрациях: исходный мотив дополняется далианскими изобразительными деталями, подсказанными внезапной игрой ассоциаций.

Кураторы выставки – Михаил Балан, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства (ОЗЕИИ) Государственного Эрмитажа; Юлия Лукьянова – младший научный сотрудник ОЗЕИИ; Марк Башмаков – советник генерального директора Государственного Эрмитажа.

www.museum.ru/N75297
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65
сайт:www.hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 09.08.2020  x    ?  


«Ч+Ч». 180-летию П.И. Чайковского и 160-летию А.П. Чехова посвящается

Выставка "Преображенцам - с благодарностью" в Государственном мемориальном музее А.В. Суворова

Восстановлению подлежит. Царскосельские дворцы, возрожденные из пепла

Выставка “Первый деревянный заповедник” на ВДНХ

«Только побольше Фонтанки…». Экскурсия по Петербургу Анны Ахматовой

«Я прохожу сквозь вечный город…». Путешествие по Петербургу Иосифа Бродского

Глеб Солнцев. Восточные дневники

Выставка Ксении Векшиной «Что я вижу»

Церемония вручения премии «Инновация-2020» состоится в Нижегородском Арсенале

Выставка "Немосква не за горами" в Центральном выставочном зале «Манеж», С.-Петербург

Ленинградскому зоопарку исполняется 155 лет!

Планшетная выставка "Моя Планета. Место силы"

Челлендж, посвящённый Боспорскому царству

Избранное за полвека. Живопись, графика, скульптура Кавказа и Средней Азии

Многоголосие: современная печатная графика Южной Кореи

Бахрушинский музей объявляет акцию «Музей врачам»

Выставочный проект «Объединяя две Победы» в Музее художественной культуры Новгородской земли

День памяти Анатолия Рахлина в Российской национальной библиотеке

Выставка "Ухо. Эволюция сложных органов" в Дарвиновском музее

Анна Ахматова. Михаил Булгаков. Пятое измерение


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2020 Museum.ru