НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Завоевание иррационального. Книги Сальвадора Дали из собраний Марка и Павла Башмаковых

c 11 марта по 18 октября 2020Санкт-Петербург
Лотреамон. Песни Мальдорора. Париж. Изд. Альбер Скира. 1934 г.
Данте Алигьери. Божественная комедия. Париж. Изд. Жозеф Форе; Изд-во «Les Heures Claires». 1959–1963 гг.
Иоганн Вольфганг фон Гёте. Фауст. Париж. Изд-во «Graphik Europa Anstalt» [Пьер Аржилле]. 1969 г.
Зигмунд Фрейд. Моисей и монотеизм. Париж; Ницца. Изд-во «Art et Valeur». 1974 г.
11 марта 2020 года в Главном штабе открывается выставка «Завоевание иррационального. Книги Сальвадора Дали из собраний Марка и Павла Башмаковых».

Первая крупная книжная работа Сальвадора Дали – цикл иллюстраций к поэме Лотреамона «Песни Мальдорора» – появилась в 1934 году. Наряду с «романами в коллажах» Макса Эрнста издание стало одной из главных иллюстрированных книг сюрреализма. Тем не менее в творчестве Дали этот опыт долгое время оставался уникальным: в 1930-е годы он, как правило, ограничивался созданием отдельных эстампов для книг своих друзей – поэтов (Андре Бретона, Поля Элюара, Рене Шара, Рене Кревеля). Следующие большие серии иллюстраций мастера появятся лишь десять лет спустя.

Расцвет деятельности Дали-иллюстратора приходится на вторую половину ХХ века. К этому времени стараниями художника его имя превратилось в популярный бренд, так что издатели регулярно заказывают ему гравюры, литографии или рисунки. Дали иллюстрирует десятки книг, он с легкостью берётся за любые, самые амбициозные проекты, вдохновляясь самыми разными текстами - от Библии до поэзии Мао Цзэдуна. В отличие от своих бывших товарищей по сюрреализму, он охотно обращается к классике мировой литературы (Овидий, Данте, Ронсар, Гёте, Шекспир, Мильтон), словно показывая, что считает себя равным великим поэтам прошлого и сам намерен стать современным классиком.

Дали привык играть на публику. Даже камерное искусство книги подчас превращается у него в громогласное шоу. В оформлении изданий сказывается склонность к эффектным жестам: сложная многокрасочная печать, дорогие материалы, тисненные золотом футляры или обложки, роскошные кожаные переплеты, иногда огромный формат, привычный не для книжной, а для рекламной графики.

Многие книжные работы Дали можно рассматривать как иллюстрации в традиционном смысле слова, узнавая сюжеты и героев литературного произведения. Но в интерпретации художника практически любой сюжет превращается в далианское зрелище – неслучайно в оборот входит неологизм «dalinisé» (фр. «далинизированный»). Как завоеватель, утверждающий свою власть в покоренной стране, Дали населял мир автора собственными изобразительными мотивами. Эгоцентрик в жизни и в искусстве, он видел текст сквозь призму своей личной мифологии. Так, в иллюстрациях к «Божественной комедии» Ад наполнен цитатами из полотен 1930-х годов, а Рай отсылает к работам начала 1950-х: рассказ о путешествии Данте «рифмуется» с рассказом о пути самого Дали от ранней сюрреалистической образности к «ядерному мистицизму» и увлечению классикой.

Выставка в Главном штабе продолжает экспозиционную программу, посвященную книгам художников-сюрреалистов. В ее состав войдет более двадцати книг и графических серий, выпущенных в 1930-1970-е годы. Знаменитый цикл гравюр к «Песням Мальдорора» (1934) впервые в Эрмитаже будет показан развернуто. Среди изданий 1950-1960-х годов нужно выделить иллюстрации к Дон Кихоту (одна из лучших работ Дали, результат экспериментов с техникой литографии, развивающих сюрреалистические методы «автоматического» рисования), а также громадные (сто и сто пять листов соответственно) циклы иллюстраций к «Божественной комедии» и Библии. Позднее творчество Дали представлено прежде всего эффектными крупноформатными изданиями: «Моисей и монотеизм» Зигмунда Фрейда, «Двенадцать колен Израилевых», «Сновидения» Франсиско де Кеведо, «Далинизированный бестиарий Лафонтена». В число работ 1970-х годов входят также серии «Капричос Гойи Сальвадора Дали» и «Озорные сны Пантагрюэля». Их источниками послужили не литературные, а графические произведения, однако метод художника – тот же, что и в его иллюстрациях: исходный мотив дополняется далианскими изобразительными деталями, подсказанными внезапной игрой ассоциаций.

Кураторы выставки – Михаил Балан, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства (ОЗЕИИ) Государственного Эрмитажа; Юлия Лукьянова – младший научный сотрудник ОЗЕИИ; Марк Башмаков – советник генерального директора Государственного Эрмитажа.

www.museum.ru/N75297
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
сайт:hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 09.05.2025  x    ?  


Страна побед. К 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне

Выставка «Фронтовые дороги театров» в Доме-музее имени М.С. Щепкина

К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Выставка «Небесные защитники»

Масштабная экспозиция «Путь к Победе» в Музее Победы

"Это нужно живым…". Монументы Победы

"Ваши строки живут: молодые, горячие, цельные!..". Поэтам-сибирякам посвящается

Выставка "Убежище от жизненных невзгод" в Доме-музее Трубецких, Иркутск

«Спасавшие красоту»: выставка в музее-заповеднике «Царское Село»

Выставка «Биография Победы» в Арсенале, Нижний Новгород

Весенний Парад старинных автомобилей и мотоциклов "Ретромотор" в Москве

"Художники пишут войну...". К 40-летию со дня открытия Музея-диорамы «Прорыв блокады Ленинграда»

Выставка «Владивосток. Версия ART» в Дальневосточном художественном музее

Автопробег «Круг Победы» у Музея Победы

Выставка «Знаменательный момент» в Музее политической истории России

Великая страна – Великая Победа. 1941-1945

Выставка «Восточная церемония»

"Сорок лет - не возраст для музея!"

Выставка "О тех, кто защищал Родину…" в Музее истории города Печоры

Дошёл до Берлина. Май Митурич. К 100-летию со дня рождения художника и к 80-летию Победы

Выставка «Победа» в Музейно-выставочном центре "Петербургский художник"

Конференция «Древнерусская монументальная живопись: изучение, реставрация, сохранение» в Музее архитектуры

«Я не слыхал рассказов Оссиана…». Фотовыставка, посвященная возрождению парка Монрепо

История одной книги. Александр Блок. Седое утро

Выставка «Мир глазами фронтовиков» в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике

Музей-заповедник «Царское Село» представил в ДНР выставку «…Красота вовек неистребима»

Выставка профессиональных плакатов «Наше дело правое» в Музее политической истории России

«От Сталинграда до Берлина». К 125-летию со дня рождения Маршала Советского Союза В.И. Чуйкова


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru