Музей русского импрессионизма
продлевает выставку "Юрий Анненков. Революция за дверью" до 23 августа. Из-за пандемии первая ретроспектива известного портретиста, художника театра и книжного иллюстратора проработала всего один месяц вместо запланированных трех и должна была закрыться в конце мая.
На выставке собрано более 150 произведений живописи, графических портретов и эскизов к театральным постановкам из 12 музеев и 19 частных собраний России и Франции, включая три работы из Центра Помпиду в Париже.
"В условиях максимальной неопределенности нам удалось договориться со всеми партнерами, и экспозиция сохранится в полном составе до самого закрытия. Мы ждем распоряжений от правительства по дате открытия музеев, а пока продолжаем работу над всеми выставками, включая международные проекты с Францией, Прибалтикой, Швецией и Японией. Все они состоятся, но график открытий изменится", - прокомментировала генеральный директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова.
Для желающих больше узнать о герое выставки музеем подготовлены видеогид с куратором и дополнительные материалы в социальных сетях и на официальном YouTube-канале. Кроме того, в конце месяца в продажу поступит первая монография Юрия Анненкова, написанная крупнейшим исследователем его художественного наследия Ириной Обуховой-Зелиньской.
***
Музей русского импрессионизма продолжает исследования в области русского авангарда и открывает выставку "Юрий Анненков. Революция за дверью". Творчество знаменитого художника, иллюстратора поэмы "Двенадцать" Александра Блока, блистательного портретиста, в чьих работах запечатлены образы Серебряного века русской культуры, впервые будет представлено в таком объеме: более 100 произведений живописи, графических портретов и эскизов к постановкам из ведущих музеев и частных собраний России и Франции.
Экспозиция покажет наиболее значимые направления творчества Юрия Анненкова в России и после его отъезда во Францию в 1924 году. Зрители увидят Анненкова-живописца, художника театра, книжного иллюстратора - неутомимого экспериментатора, в чьем творчестве отразился бурный и сложный период русской истории первой половины XX века.
Анненков входит в число самых дорогих русских художников, его произведения находятся в главных государственных музеях России, Франции и США и демонстрируются на международных выставках, книги пользуются популярностью у российской и франкоговорящей аудитории. Однако сам автор, подобно многим художникам русской эмиграции, долгое время не получал на родине должного признания.
В наше время интерес к творчеству Анненкова снова растет - не только в России, где у него всегда было много тайных и явных ценителей, но и в Европе, где с конца 1990-х годов его работы регулярно появляются на аукционах, в том числе Christie's и Sotheby's.
Впервые будут показаны произведения из собрания Национального центра искусства и культуры Жоржа Помпиду в Париже, созданные мастером в эмиграции и ранее не выставлявшиеся в России. В экспозицию также войдут работы из крупнейших российских музеев: Государственной Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, фонда V-A-C, Московского музея современного искусства и других музейных институций и частных коллекций.
Наибольшую известность в России и мире Юрий Анненков снискал как портретист, галерея образов его современников будет представлена в первой части экспозиции. Зрители увидят работы из авторского альбома "Портреты" и папки "Семнадцать портретов", в которых художник запечатлел крупнейших политических и культурных деятелей тех лет: Льва Троцкого, Всеволода Мейерхольда, Анатолия Луначарского, Айседору Дункан,
Анну Ахматову, Максима Горького, Корнея Чуковского и других. Многие из этих портретов стали частью массовой культуры: их публикуют на обложках современных изданий как знаковые образы ярких личностей и символы исторического периода в целом.
Вторая часть экспозиции будет посвящена театру - одному из ключевых направлений деятельности Юрия Анненкова как до, так и после эмиграции. В качестве сценографа и художника по костюмам он оформил более 70 постановок, при этом важнейшим на сцене становилось не просто воспроизведение действительности, а передача эмоционального состояния героев. Новаторское и всегда эффектное оформление спектаклей принесло Анненкову значительную популярность, художник работал с лучшими театральными режиссерами своего времени: Николаем Евреиновым, Федором Комиссаржевским, Всеволодом Мейерхольдом и другими. На выставке музей покажет эскизы декораций и костюмов для постановок российских и французских театров, а также для массовых зрелищ в Петрограде ("Гимн освобожденному труду" и "Взятие Зимнего дворца").
Третья часть выставки представит посетителям Анненкова - иллюстратора книг и карикатуриста, главным выразительным средством которого стала линия. Художник иронично трактовал образы и мастерски пользовался приемами их обобщения, сводил до минимума второстепенные детали и оставлял самую суть. Эта грань его таланта раскрылась благодаря Корнею Чуковскому, с которым художник был знаком с детских лет. Именно он познакомил Анненкова с Михаилом Корнфельдом, издателем популярного журнала "Сатирикон". Остроумные шаржи и карикатуры, напечатанные на страницах еженедельника, помогли художнику набрать популярность в художественных кругах. Широкое же признание пришло к Анненкову после публикации иллюстраций к поэме Александра Блока "Двенадцать", часть из которых войдет в экспозицию.
Выставка получила название "Юрий Анненков. Революция за дверью" по французскому переводу его автобиографической "Повести о пустяках". Ее заглавие точно отражает описываемые события, когда революция происходила буквально "здесь и сейчас", за дверью квартиры. Так и значительная часть произведений, представленных на выставке, была исполнена художником в революционные годы: в них отразилась энергия эпохи, стремительный слом старой парадигмы и активное формирование новой. Название выставки метафорично: покидая молодое советское государство летом 1924 года, Анненков оставил за условной "дверью" революцию и ее последствия.
Среди известных произведений, представленных на выставке: "Вид на Пантеон из Люксембургского сада" (Центр Помпиду), "Июнь. Лес" (Государственная Третьяковская галерея), "Портрет Федора Комиссаржевского" (ГМИИ им А.С. Пушкина), "Портрет неизвестной в зеленом на фоне Эйфелевой башни" (Государственное музейное объединение "Художественная культура Русского Севера") и многие другие.
Каждый раздел дополнят интерактивные элементы: объемный макет, повторяющий сценографию самого известного спектакля художника "Газ", тактильные станции по мотивам картин, мастерская художника-печатника, аудиозаписи сказок Корнея Чуковского в авторском исполнении, которые помогут лучше понять и прочувствовать выставку всем категориям посетителей, в том числе гостям с разными формами инвалидности. По документальным источникам будут воссозданы любимые ароматы Анны Ахматовой, Айседоры Дункан и других героев картин Юрия Анненкова. Выставка будет сопровождаться обширной просветительской программой для детей и взрослых, а также включать в себя инклюзивные мероприятия.
Кроме иллюстрированного каталога Музей русского импрессионизма издаст первое фундаментальное исследование творчества Юрия Анненкова, написанное крупнейшим исследователем его художественного наследия Ириной Обуховой-Зелиньской.
Куратор выставки - Анастасия Винокурова, ведущий специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма.
Научный консультант - Анна Львовна Дьяконицына, старший научный сотрудник отдела живописи второй половины ХХ века Государственной Третьяковской галереи.
___
На время карантина запущена онлайн-продажа билетов с открытой датой - посетители могут поддержать музей уже сейчас, а посетить будущие экспозиции в любой день до конца года.