НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Виктория Кальватоне: судьба одного шедевра

c 7 декабря 2019 по 8 марта 2020Санкт-Петербург
Статуя «Виктория Кальватоне». Римская империя. II в. Бронза, латунь, железо, свинец, золотая фольга; литьё по выплавляемой модели, чеканка, позолота. Высота 194 см. Восполнения: Италия, Германия. XIX в. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Статуя «Виктория Кальватоне». Римская империя. II в. Бронза, латунь, железо, свинец, золотая фольга; литьё по выплавляемой модели, чеканка, позолота. Высота 194 см. Восполнения: Италия, Германия. XIX в. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Серьги в виде фигурок Ники. Середина IV в. до н. э. Золото; литьё, пайка, гравировка. Высота 4,0 см; 4,8 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Инталия. Ночь (Луна?). Италия. Конец XVI – начало XVII в. Яшма, золото; резьба. 2,7 х 2,2 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Виктория на шаре. Статуэтка. Французский скульптор начала XIX в. Бронза, мрамор. Высота 82 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
С 7 декабря 2019 года в Римском дворике начинает свою работу выставка «Виктория Кальватоне: судьба одного шедевра», организованная Государственным Эрмитажем и Государственными музеями Берлина.

Экспозиция посвящена окончанию реставрации статуи «Виктории Кальватоне» – выдающегося памятника мировой культуры. Среди античной пластики, находящейся в музейных и частных собраниях, подобные произведения, выполненные из золоченой бронзы – явление уникальное.

Все произведения, представленные на экспозиции – а их более шестидесяти – связаны с различными интерпретациями образа женского божества, стоящего на шаре, и иллюстрируют его историю с Античности до середины XIX века – времени обнаружения римской статуи «Виктории Кальватоне».

Статуя, разбитая на три части, была найдена в 1836 году в Северной Италии, в Ломбардии, в селении Кальватоне. Вскоре после обнаружения фрагменты произведения были собраны воедино, и перед зрителями предстала женская фигура, стоящая на шаре. Руководствуясь надписью на сфере, говорящей о победе императоров-соправителей Марка Аврелия и Луция Вера над варварскими племенами, скульптура была датирована II в. н.э. и интерпретирована как богиня Победы. По месту находки она получила название «Виктория Кальватоне».

В начале 1840-х годов статуя Виктории была продана в Германию, и вскоре заняла почётное место среди шедевров коллекции антиков Королевского Прусского музея (ныне – Античное собрание Государственных музеев Берлина). Немецкие реставраторы восполнили недостающие, по их мнению, детали памятника: были отлиты левая рука с пальмовой ветвью, левая нога и крылья.

При восполнении деталей специалисты не приняли во внимание такой атрибут, как звериная шкура – нехарактерный для богини Победы. Исследования иконографии образа в Эрмитаже привели к мысли, что статуя в античное время могла изображать другого персонажа, возможно, богиню охоты Диану. Среди многочисленных типов её изображения нашлись довольно близкие варианты, например, Диана-Люцифера («несущая свет»). Символизируя смену времени суток, она, как правило, изображалась в длинном одеянии и, что самое главное, – на шаре.

В образе богини Победы статуя с середины XIX века до Второй мировой войны экспонировалась в здании Старого музея. После падения Берлина «Виктория Кальватоне» была перемещена в СССР в качестве компенсации советским культурным потерям и с 1946 года хранилась в Эрмитаже. В 2000-х годах были обнаружены материалы, документирующие её происхождение и перемещение, после чего стало возможным её исследование, проводившееся совместно с немецкими коллегами.

С 2016 по 2019 год комплексное изучение памятника и его реставрация осуществлялись в Лаборатории научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа. Была выявлена разница состава металла оригинальных частей скульптуры и деталей, дополненных в Германии. На внутренней стороне крыла обнаружена дата «1844», позволившая датировать реставрационные работы, осуществленные в Германии. Изучение внутреннего каркаса статуи показало отсутствие следов античного крепежа крыльев или усиления металла с внутренней стороны спины Виктории. Это является убедительным доказательством аргумента, что изначально статуя была бескрылой.

Реставрация памятника в Государственном Эрмитаже основывалась на принципах наименьшего вмешательства в исторический облик крылатой богини Победы, который широко известен в Европе благодаря ряду копий с «Виктории Кальватоне», демонстрирующихся в Италии, Германии и России.

Авторы концепции и кураторы выставки: Анна Николаевна Апонасенко, заместитель заведующего Отделом научной документации Государственного Эрмитажа; Анна Владимировна Виленская, научный сотрудник Отдела Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа; Игорь Карлович Малкиель, заведующий Лабораторией научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа; Мартин Майшбергер, заместитель директора Античного собрания Государственных музеев Берлина.

Реставрация осуществлена И.К. Малкиелем, заведующим Лабораторией научной реставрации драгоценных металлов Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа (заведующая – Т.А.Баранова). Технико-технологические исследования проведены в Отделе научно-технической экспертизы; в Лаборатории научной реставрации драгоценных металлов и в Лаборатории биологического контроля и защиты Государственного Эрмитажа.

К выставке Издательством Государственного Эрмитажа выпущен научный иллюстрированный каталог. Каталог предваряет вступительное слово М.Б. Пиотровского, генерального директора Государственного Эрмитажа, и Г.Парцингера, президента Фонда прусского культурного наследия, –«Искусство принадлежит всему миру». Авторы статей: А.Н. Апонасенко, М.В. Верёвкин, А.В. Виленская, И.К. Малкиель, М. Майшбергер, У. Пельтц, Ю.Л. Спиридонов, А.А. Трофимова.

www.museum.ru/N74733
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
сайт:hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 09.05.2025  x    ?  


Страна побед. К 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне

Выставка «Фронтовые дороги театров» в Доме-музее имени М.С. Щепкина

К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Выставка «Небесные защитники»

Масштабная экспозиция «Путь к Победе» в Музее Победы

"Это нужно живым…". Монументы Победы

"Ваши строки живут: молодые, горячие, цельные!..". Поэтам-сибирякам посвящается

Выставка "Убежище от жизненных невзгод" в Доме-музее Трубецких, Иркутск

«Спасавшие красоту»: выставка в музее-заповеднике «Царское Село»

Выставка «Биография Победы» в Арсенале, Нижний Новгород

Весенний Парад старинных автомобилей и мотоциклов "Ретромотор" в Москве

"Художники пишут войну...". К 40-летию со дня открытия Музея-диорамы «Прорыв блокады Ленинграда»

Выставка «Владивосток. Версия ART» в Дальневосточном художественном музее

Автопробег «Круг Победы» у Музея Победы

Выставка «Знаменательный момент» в Музее политической истории России

Великая страна – Великая Победа. 1941-1945

Выставка «Восточная церемония»

"Сорок лет - не возраст для музея!"

Выставка "О тех, кто защищал Родину…" в Музее истории города Печоры

Дошёл до Берлина. Май Митурич. К 100-летию со дня рождения художника и к 80-летию Победы

Выставка «Победа» в Музейно-выставочном центре "Петербургский художник"

Конференция «Древнерусская монументальная живопись: изучение, реставрация, сохранение» в Музее архитектуры

«Я не слыхал рассказов Оссиана…». Фотовыставка, посвященная возрождению парка Монрепо

История одной книги. Александр Блок. Седое утро

Выставка «Мир глазами фронтовиков» в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике

Музей-заповедник «Царское Село» представил в ДНР выставку «…Красота вовек неистребима»

Выставка профессиональных плакатов «Наше дело правое» в Музее политической истории России

«От Сталинграда до Берлина». К 125-летию со дня рождения Маршала Советского Союза В.И. Чуйкова


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru