С 7 декабря 2019 года в Римском дворике начинает свою работу выставка «Виктория Кальватоне: судьба одного шедевра», организованная Государственным Эрмитажем и Государственными музеями Берлина.
Экспозиция посвящена окончанию реставрации статуи «Виктории Кальватоне» – выдающегося памятника мировой культуры. Среди античной пластики, находящейся в музейных и частных собраниях, подобные произведения, выполненные из золоченой бронзы – явление уникальное.
Все произведения, представленные на экспозиции – а их более шестидесяти – связаны с различными интерпретациями образа женского божества, стоящего на шаре, и иллюстрируют его историю с Античности до середины XIX века – времени обнаружения римской статуи «Виктории Кальватоне».
Статуя, разбитая на три части, была найдена в 1836 году в Северной Италии, в Ломбардии, в селении Кальватоне. Вскоре после обнаружения фрагменты произведения были собраны воедино, и перед зрителями предстала женская фигура, стоящая на шаре. Руководствуясь надписью на сфере, говорящей о победе императоров-соправителей Марка Аврелия и Луция Вера над варварскими племенами, скульптура была датирована II в. н.э. и интерпретирована как богиня Победы. По месту находки она получила название «Виктория Кальватоне».
В начале 1840-х годов статуя Виктории была продана в Германию, и вскоре заняла почётное место среди шедевров коллекции антиков Королевского Прусского музея (ныне – Античное собрание Государственных музеев Берлина). Немецкие реставраторы восполнили недостающие, по их мнению, детали памятника: были отлиты левая рука с пальмовой ветвью, левая нога и крылья.
При восполнении деталей специалисты не приняли во внимание такой атрибут, как звериная шкура – нехарактерный для богини Победы. Исследования иконографии образа в Эрмитаже привели к мысли, что статуя в античное время могла изображать другого персонажа, возможно, богиню охоты Диану. Среди многочисленных типов её изображения нашлись довольно близкие варианты, например, Диана-Люцифера («несущая свет»). Символизируя смену времени суток, она, как правило, изображалась в длинном одеянии и, что самое главное, – на шаре.
В образе богини Победы статуя с середины XIX века до Второй мировой войны экспонировалась в здании Старого музея. После падения Берлина «Виктория Кальватоне» была перемещена в СССР в качестве компенсации советским культурным потерям и с 1946 года хранилась в Эрмитаже. В 2000-х годах были обнаружены материалы, документирующие её происхождение и перемещение, после чего стало возможным её исследование, проводившееся совместно с немецкими коллегами.
С 2016 по 2019 год комплексное изучение памятника и его реставрация осуществлялись в Лаборатории научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа. Была выявлена разница состава металла оригинальных частей скульптуры и деталей, дополненных в Германии. На внутренней стороне крыла обнаружена дата «1844», позволившая датировать реставрационные работы, осуществленные в Германии. Изучение внутреннего каркаса статуи показало отсутствие следов античного крепежа крыльев или усиления металла с внутренней стороны спины Виктории. Это является убедительным доказательством аргумента, что изначально статуя была бескрылой.
Реставрация памятника в Государственном Эрмитаже основывалась на принципах наименьшего вмешательства в исторический облик крылатой богини Победы, который широко известен в Европе благодаря ряду копий с «Виктории Кальватоне», демонстрирующихся в Италии, Германии и России.
Авторы концепции и кураторы выставки: Анна Николаевна Апонасенко, заместитель заведующего Отделом научной документации Государственного Эрмитажа; Анна Владимировна Виленская, научный сотрудник Отдела Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа; Игорь Карлович Малкиель, заведующий Лабораторией научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа; Мартин Майшбергер, заместитель директора Античного собрания Государственных музеев Берлина.
Реставрация осуществлена И.К. Малкиелем, заведующим Лабораторией научной реставрации драгоценных металлов Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа (заведующая – Т.А.Баранова). Технико-технологические исследования проведены в Отделе научно-технической экспертизы; в Лаборатории научной реставрации драгоценных металлов и в Лаборатории биологического контроля и защиты Государственного Эрмитажа.
К выставке Издательством Государственного Эрмитажа выпущен научный иллюстрированный каталог. Каталог предваряет вступительное слово М.Б. Пиотровского, генерального директора Государственного Эрмитажа, и Г.Парцингера, президента Фонда прусского культурного наследия, –«Искусство принадлежит всему миру». Авторы статей: А.Н. Апонасенко, М.В. Верёвкин, А.В. Виленская, И.К. Малкиель, М. Майшбергер, У. Пельтц, Ю.Л. Спиридонов, А.А. Трофимова.