НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Виктория Кальватоне: судьба одного шедевра

c 7 декабря 2019 по 8 марта 2020Санкт-Петербург
Статуя «Виктория Кальватоне». Римская империя. II в. Бронза, латунь, железо, свинец, золотая фольга; литьё по выплавляемой модели, чеканка, позолота. Высота 194 см. Восполнения: Италия, Германия. XIX в. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Статуя «Виктория Кальватоне». Римская империя. II в. Бронза, латунь, железо, свинец, золотая фольга; литьё по выплавляемой модели, чеканка, позолота. Высота 194 см. Восполнения: Италия, Германия. XIX в. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Серьги в виде фигурок Ники. Середина IV в. до н. э. Золото; литьё, пайка, гравировка. Высота 4,0 см; 4,8 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Инталия. Ночь (Луна?). Италия. Конец XVI – начало XVII в. Яшма, золото; резьба. 2,7 х 2,2 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Виктория на шаре. Статуэтка. Французский скульптор начала XIX в. Бронза, мрамор. Высота 82 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
С 7 декабря 2019 года в Римском дворике начинает свою работу выставка «Виктория Кальватоне: судьба одного шедевра», организованная Государственным Эрмитажем и Государственными музеями Берлина.

Экспозиция посвящена окончанию реставрации статуи «Виктории Кальватоне» – выдающегося памятника мировой культуры. Среди античной пластики, находящейся в музейных и частных собраниях, подобные произведения, выполненные из золоченой бронзы – явление уникальное.

Все произведения, представленные на экспозиции – а их более шестидесяти – связаны с различными интерпретациями образа женского божества, стоящего на шаре, и иллюстрируют его историю с Античности до середины XIX века – времени обнаружения римской статуи «Виктории Кальватоне».

Статуя, разбитая на три части, была найдена в 1836 году в Северной Италии, в Ломбардии, в селении Кальватоне. Вскоре после обнаружения фрагменты произведения были собраны воедино, и перед зрителями предстала женская фигура, стоящая на шаре. Руководствуясь надписью на сфере, говорящей о победе императоров-соправителей Марка Аврелия и Луция Вера над варварскими племенами, скульптура была датирована II в. н.э. и интерпретирована как богиня Победы. По месту находки она получила название «Виктория Кальватоне».

В начале 1840-х годов статуя Виктории была продана в Германию, и вскоре заняла почётное место среди шедевров коллекции антиков Королевского Прусского музея (ныне – Античное собрание Государственных музеев Берлина). Немецкие реставраторы восполнили недостающие, по их мнению, детали памятника: были отлиты левая рука с пальмовой ветвью, левая нога и крылья.

При восполнении деталей специалисты не приняли во внимание такой атрибут, как звериная шкура – нехарактерный для богини Победы. Исследования иконографии образа в Эрмитаже привели к мысли, что статуя в античное время могла изображать другого персонажа, возможно, богиню охоты Диану. Среди многочисленных типов её изображения нашлись довольно близкие варианты, например, Диана-Люцифера («несущая свет»). Символизируя смену времени суток, она, как правило, изображалась в длинном одеянии и, что самое главное, – на шаре.

В образе богини Победы статуя с середины XIX века до Второй мировой войны экспонировалась в здании Старого музея. После падения Берлина «Виктория Кальватоне» была перемещена в СССР в качестве компенсации советским культурным потерям и с 1946 года хранилась в Эрмитаже. В 2000-х годах были обнаружены материалы, документирующие её происхождение и перемещение, после чего стало возможным её исследование, проводившееся совместно с немецкими коллегами.

С 2016 по 2019 год комплексное изучение памятника и его реставрация осуществлялись в Лаборатории научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа. Была выявлена разница состава металла оригинальных частей скульптуры и деталей, дополненных в Германии. На внутренней стороне крыла обнаружена дата «1844», позволившая датировать реставрационные работы, осуществленные в Германии. Изучение внутреннего каркаса статуи показало отсутствие следов античного крепежа крыльев или усиления металла с внутренней стороны спины Виктории. Это является убедительным доказательством аргумента, что изначально статуя была бескрылой.

Реставрация памятника в Государственном Эрмитаже основывалась на принципах наименьшего вмешательства в исторический облик крылатой богини Победы, который широко известен в Европе благодаря ряду копий с «Виктории Кальватоне», демонстрирующихся в Италии, Германии и России.

Авторы концепции и кураторы выставки: Анна Николаевна Апонасенко, заместитель заведующего Отделом научной документации Государственного Эрмитажа; Анна Владимировна Виленская, научный сотрудник Отдела Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа; Игорь Карлович Малкиель, заведующий Лабораторией научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа; Мартин Майшбергер, заместитель директора Античного собрания Государственных музеев Берлина.

Реставрация осуществлена И.К. Малкиелем, заведующим Лабораторией научной реставрации драгоценных металлов Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа (заведующая – Т.А.Баранова). Технико-технологические исследования проведены в Отделе научно-технической экспертизы; в Лаборатории научной реставрации драгоценных металлов и в Лаборатории биологического контроля и защиты Государственного Эрмитажа.

К выставке Издательством Государственного Эрмитажа выпущен научный иллюстрированный каталог. Каталог предваряет вступительное слово М.Б. Пиотровского, генерального директора Государственного Эрмитажа, и Г.Парцингера, президента Фонда прусского культурного наследия, –«Искусство принадлежит всему миру». Авторы статей: А.Н. Апонасенко, М.В. Верёвкин, А.В. Виленская, И.К. Малкиель, М. Майшбергер, У. Пельтц, Ю.Л. Спиридонов, А.А. Трофимова.

www.museum.ru/N74733
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65
сайт:www.hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 29.01.2020  x    ?  


Свобода. Равенство. Братство. Французский революционный фаянс конца XVIII века

Музыкальные вечера в зале Врубеля. Николай Хозяинов

Григорий Гуркин. Царственный Алтай

Выставка графики «Дни и ночи мужества» из собрания Музея-памятника «Исаакиевский собор»

Товарищество передвижных художественных выставок. XXI век (С.-Петербург) открывает выставку в Гомеле

Новый экспонат в Дарвиновском музее - интерактивный макет «Рельеф Земли»

«Павловск – моя жизнь…». Творческий вечер-встреча с Людмилой Коваль

Новые выставки Третьяковской галереи в феврале 2020 года

Выставка художника Шуры Петрова "Щадящая лоботомия реальности" в Доме-музее М.С. Щепкина

Творческий вечер Александра Кушнера. Презентация новой книги «Посещение»

Сальвадор Дали. Магическое искусство. Выставка в Центральном выставочном зале "Манеж", Москва

Выставка Ильи Сёмина "Полуостров Псков"

Мероприятия «900 дней мужества» в Саратовском областном музее краеведения

Выставка Александра и Станислава Дроздовских

Фонд Потанина открыл прием заявок на участие в конкурсе "Музейный волонтер"

Выставка "И эту красоту земную я вижу, как во сне…" в Константиновском дворце

Душа дерева. Выставка скульптуры Вячеслава Петухова

Выставка "Шотландские полки Его Величества: к 75-летию Победы"

Выставка «Эксперимент» в Калининградском историко-художественном музее

Портрет в перспективе. Собрание Музея В.А. Тропинина на выставке в Воронеже

Выставка «Моя французская классика» в Музее-квартире А.Н. Толстого

Юбилейная выставка Анатолия Курникова в Сургутском художественном музее

Выставка «Моршанская старина» в Воронежском художественном музее им. И.Н. Крамского

В Музее мостов стартует новый выставочный проект «Мосты блокадного Ленинграда»

Выставка «Иллюстрации к трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери"» в Орле

Электронная выставка «Они жили в Ленинграде» в Музее-усадьбе Г.Р. Державина

Выставка «Оружие Победы» в Прокопьевском городском краеведческом музее

Анна Третьякова. Метафлора

Выставка "Юрий Пенушкин. Всё драгоценно в этой жизни" в Старой Ладоге


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2020 Museum.ru