НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Кожа. Художественные изделия старой Европы

c 18 декабря 2019 по 10 ноября 2020Москва
Фрагмент обивки. Франция, конец XVI или XIX в. Кожа, тиснение
Футляр для письменных принадлежностей с гербом Муцио Аттендоло (фрагмент). XV в. Кожа, резьба, гравировка, тиснение
Ларец с изображениями фантастических животных в завитках (фрагмент). Франция (?). XIV в. Дерево; кожа, тиснение, резьба, гравировка, раскраска, золочение; металл
Фрагмент обоев. Западная Европа. Вторая половина XIX в. Кожа, листовое серебро, цветные лаки, краски; тиснение, роспись
Фрагмент обоев. Франция. Жак-Мишель Дюлюд (Dulud). Около 1850 г. Кожа; тиснение
18 декабря 2019 года в Синей спальне Зимнего дворца начинает работу выставка «Кожа. Художественные изделия старой Европы». Эрмитаж впервые обращается к теме кожи, знакомя посетителей с искусством художественной обработки этого материала в Западной Европе.

Коллекции предметов из кожи долгое время находились в тени, визуально проигрывая на фоне драгоценностей, керамики, стекла и даже тканей, но несомненно заслуживают пристального внимания. Формировались они в основном за счет переданного Эрмитажу в 1886 году Царскосельского Арсенала и уже в 1920х–1930-х годах – музея Центрального училища технического рисования (А.Л. Штиглица), частного собрания М.П. Боткина и других. Представленные на временной выставке 80 изделий практически неизвестны публике и после ее закрытия вернутся в фонды.

Два главных раздела выставки – резная и тисненая кожа Средних веков и эпохи Возрождения, обои из золоченой кожи XVI-XIX веков.

Оба вида ремесла появились в Кордове, столице средневековой Испании, которая и дала названия сначала козлиным шкурам растительного дубления – cordoban, а потом и золоченой коже. Техники развивались, менялся и смысл термина, который постепенно превращался в синоним любой тисненой кожи; и все чаще «кордовские кожи» считались произведенными в Испании.

Однако уже в Средние века изделия из этого материала производились по всей Европе. Во Франции, Германии, Италии ларцы и футляры для самых разных предметов, великолепное парадное вооружение украшались исключительными по разнообразию узорами, эмблемами и гербами владельцев в техниках, по сути очень близких техникам художественного металла – чеканке, гравировке, басме (один из видов тиснения: вдавливание мокрой кожи как тонкой пластины металла в форму, матрицу).

Совершенно иначе использовался материал в так называемых золоченых кожах (guadameсi): кожу покрывали серебряной фольгой, затем лаками желтых и оранжевых тонов, что и давало эффект золота, прорабатывали мелкими штампами вручную и расписывали цветными лаками и масляной краской. Испанские золоченые кожи славились во всей Европе и ценились наравне с дорогими дамасскими шелками, сходство с которыми им придавала мерцающая тисненая поверхность. Но после изгнания арабов (1492) и морисков (1610), в руках которых находилось ремесло, производство золоченых кож в Испании практически прекратилось. Изгнанные мастера переселились в Италию и Южные Нидерланды, где основали мастерские, продолжая работать в той же технике.

Кардинально облик золоченых кож изменился после 1628 года благодаря изобретению голландца Якоба Диркзона де Сварта: кожаные обои стали изготавливать при помощи печатного станка и форм с глубоким рельефом, что позволило их тиражировать. Новшество дало толчок небывалому расцвету ремесла, которое теперь черпало вдохновение в работах ювелиров-чеканщиков, перенимая их декоративные мотивы. Для золоченой кожи начался настоящий «золотой век». Масштабы производства были колоссальными, мода на кожаные обои в XVII веке простиралась до Японии и допетровской России, и тем удивительнее сейчас почти полное исчезновение даже памяти об этой эпохе. Изменились вкусы, старые интерьеры уничтожило время – и сейчас мы узнаем о них в основном благодаря архивным записям и уцелевшим фрагментам.

Во второй половине XIX века эпоха историзма вернула моду на кожаные обои - и блестящие страницы истории кожи были перелистаны вновь. Сегодня эти имитации, стилизации, парафразы и свободные фантазии на исторические темы имеют и свою собственную ценность.

Камерный характер выставки позволил лишь прикоснуться к необъятной теме кожи – коллекции Эрмитажа намного богаче и включают мебель, экипажи, книжные переплеты, и археологические материалы.

Выставка и подготовленный к ней научный иллюстрированный каталог (Издательство Государственного Эрмитажа, 2019) дают первое, но достаточное ёмкое введение в мир искусства кожи. Вступительная статья куратора выставки рассказывает об удивительных свойствах кожи, связанных с ее органической природой, и дает исторический обзор развития художественных техник и стилей.

В ходе работы над выставкой был запущен научно-исследовательский и реставрационный проект, позволивший заложить основы работы по консервации золоченых кож, который, мы надеемся, будет продолжен. Об этом вторая статья каталога, подготовленная реставраторами Лаборатории научной реставрации предметов из органических материалов.

Автор концепции и куратор выставки – Екатерина Николаевна Некрасова, научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа.

Выставка подготовлена Отделами западноевропейского прикладного искусства и Арсеналом совместно с Лабораторией научной реставрации предметов из органических материалов.

www.museum.ru/N74731
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
сайт:hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 25.01.2025  x    ?  


Выставка «Полководцы Победы» и историческая реконструкция в Музее-панораме «Сталинградская битва»

Между Ветхим и Новым. Памятники XVII-XVIII веков из Музея им. Андрея Рублева и Исторического музея

В музее-заповеднике «Царское Село» сирень зацвела в январе

Выставка «Прогулки с Данте и разговоры с Боккаччо»

Презентация итогов реставрации картины Луки Джордано «Святой Себастьян» в Пушкинском музее

Выставка "Твоим героям, Ленинград!" в Памятном зале Монумента героическим защитникам Ленинграда

Владимиру Высоцкому посвящается

Выставка "Классический мир Юга России" в музее-заповеднике "Архангельское"

Показ коллекции дагеротипов шведского художника Карла Петера Мазера из собрания Исторического музея

Выставка музея-заповедника С.А. Есенина в казанском Музее А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина

Возвращение воина. Уникальная италийская фреска IV века до н.э.

Выставка «Вернисаж Музея Победы» в Комсомольске-на-Амуре

XI Всероссийская научно-фондовая конференция в Государственном музее Л.Н. Толстого

Выставка «Ялта 1945: фундамент нового мироустройства»

Конференция «Музей в культурном пространстве исторического города» в Угличе

Фотовыставка «Летний. Времена года» в Восточном павильоне Михайловского (Инженерного) замка

Презентация ботика Петра I «Святой Николай» в Музее Мирового океана

Сергей Горбачев. Перламутровый путь на Восток

Выставка «Фотоклуб „Новатор“. ХХ век» в РОСФОТО

Свет незримого мира. Живопись Игоря Купряшина

"Час ученичества" в Омском музее Кондратия Белова

Трансазиатский художественно-просветительский проект «Ожерелье экватора»

Магический сад. Выставка живописи Марии Дрезниной и мозаичной скульптуры Душаны Бравура

Военно-историческая миниатюра Алексея Бажанова

Сергей Чернов. Играя в авангард

Рождение нового дня. Персональная выставка Ирины Степанченко: графика, береста, живопись

Персональная выставка Петра Безрукова "50 + 1"

Фотоавангард 1920-1930-х. Александр Родченко и его современники

Выставка «Освенцим. Правда» в Музее Победы

Выставка «Игра в куклы» в Староладожском музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru