НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Сандро Боттичелли. “Мадонна делла Лоджиа”. Из галерей Уффици, Флоренция

c 17 ноября 2019 по 16 февраля 2020Санкт-Петербург
Сандро Боттичелли. Мадонна с Младенцем, или Мадонна делла Лоджиа. Ок. 1466-1467. Дерево, темпера. Флоренция, Галереи Уффици
Икона «Богоматерь с Младенцем Элеуса (Умиление)». Греческий мастер, вторая половина XV века. Государственный Эрмитаж
С 17 ноября в Государственном Эрмитаже открывается выставка «Сандро Боттичелли. “Мадонна делла Лоджиа”. Из галерей Уффици, Флоренция. Из серии "Шедевры музеев мира в Эрмитаже"», организованная в рамках VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума.

Показ картины является частью выставочного проекта, проходящего под патронатом и при поддержке Посольства Италии в Москве, организованного Галереями Уффици, Государственным Эрмитажем, Приморской государственной картинной галерей во Владивостоке совместно с компанией «МондоМостре».

Выставки картины Боттичелли во Владивостоке и в Санкт-Петербурге занимают центральное место в культурной программе V Восточного экономического форума и VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума, объединив всю Европу от Флоренции до Владивостока.

В Эрмитаже «Мадонна делла Лоджиа» представлена в зале Леонардо да Винчи на время отсутствия шедевров великого мастера. В год Леонардо Эрмитаж предоставил итальянским музеям право показать на временных выставках и «Мадонну Бенуа», и «Мадонну Литта».

В эрмитажной коллекции хранятся две работы позднего периода Сандро Боттичелли (1445–1510) – «Святой Иероним» и «Святой Доминик». Картина Сандро «Мадонна в лоджии» (дерево, темпера, 72 - 50 см) принадлежит к числу его наиболее ранних произведений.

Хрупкая Мадонна мечтательна и задумчива, со слегка склоненной головой и опущенным взглядом, она нежно прижимает к себе младенца, обнимающего ее за шею. На всю жизнь Боттичелли останется певцом женской красоты, паладином Мадонны – белокурой, печальной, с большими грустными глазами. Лирическая нота всегда звучит в его работах. Именно в картине из Уффици можно отметить те черты, которые присущи наиболее знаменитым работам художника: лирика, прекрасное чувство ритма, выразительность тонкой, гибкой линии. Гармония ритма, ощутимая здесь в чередовании арок, – еще одна особенность искусства мастера. Гибкие контуры выразительно очерчивают фигуры персонажей, преобладая над объемом форм. С самого начала творческого пути Боттичелли был склонен к особой декоративности, что в данном случае можно ощутить в передаче складок и нимбов. У него, как у представителя флорентийской школы, цвет не играет определяющей роли, уступая место рисунку. Художник использует локальные цвета в традиционном сочетании синего и красного в одежде Марии.

Боттичелли следует византийскому иконографическому типу, известному как «Богоматерь Элеуса» – «Умиление». И не случайно – это самый эмоциональный и интимный тип изображения Мадонны из всех существующих. В русской иконописи самым ярким примером такого изображения является знаменитая «Владимирская Богоматерь».

Вместе с картиной Боттичелли в зале Леонардо представлена греческая икона, относящаяся к этому же иконографическому типу. Эрмитаж впервые показывает икону второй половины XV века «Богоматерь с Младенцем Элеуса (Умиление)». Таким образом, выставка рассказывает о двух путях развития живописи, представляя два параллельно существовавших направления, maniera greca и maniera latina. Эти термины, обозначающие иконы, исполненные в строго греческой или современной латинской манере, появились в XV веке в профессиональной среде художников и антикваров. Эрмитажная икона – яркий пример “maniera greca”.

Византийские богословы видели в иконографии «Богоматерь Элеуса» Образ Безграничной любви, прообраз Крестной жертвы Иисуса Христа, как высшее выражение любви Бога к людям. Вместе с тем, воплощенная в образе Элеусы тема любви матери и сына была чрезвычайно близка и понятна верующим своим общечеловеческим звучанием. Все это привело к широкому распространению икон подобной иконографии в Византии, большое распространение они получили и в Древней Руси.

Если византийские мастера обратились к передаче внутреннего духовного символизма образа Элеусы, то в западноевропейском искусстве художники больше внимание уделили человеческому аспекту темы, наполнив изображения Мадонн реалиями современной жизни: деталями в одеждах, аксессуарах, окружающем ландшафте.

Исполнивший икону греческий мастер с чрезвычайной точностью следовал древней византийской иконографии, и, более того, воспроизвел характер движения кисти в личном письме, повторяющих стиль Палеологовских икон. Мастеру удалось сохранить и удивительное звучание той символической ноты Безграничной любви, которая отличает собственно византийские иконы «Богоматерь Элеуса». И лишь вишнево-малиновый цвет мафория Марии, цвет типичный для произведений венецианской живописи, свидетельствует о создании иконы во второй половине XV века.

Кураторы выставки – Татьяна Кустодиева, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения, и Зоя Купцова, младший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа

К выставке подготовлен каталог со статьями Марии Сфрамели, Даниелы Паренти и Татьяны Кустодиевой. Каталог предваряет вступительное слово Михаила Пиотровского, директора Государственного Эрмитажа.

Незрячие и слабовидящие люди получат возможность познакомиться с шедевром Боттичелли, благодаря специальному аудиогиду и изготовленной по инновационной технологии тактильной картине, которая будет представлена на выставке вместе с оригинальным полотном.

www.museum.ru/N74407
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65
сайт:www.hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 22.01.2020  x    ?  


День открытых дверей в Музее Владимира Высоцкого

Выставка «Ты повернул глаза зрачками в душу…» в Музее Владимира Высоцкого

Кустодиев. Живопись. Графика. Фото

Выставка "Общественная архитектура - будущее Европы" в Музее архитектуры имени А.В. Щусева

День феодосийского художника

«Сияние жизни V. 2». Акира Утияма (Япония)

Выставка живописи Николая Буранова. Восточная серия

Тематические дни "Блокада. Ленинград" и "В память жертв нацизма" в Военно-медициснком музее

Проект «Блокада. Голоса». Ко Дню снятия блокады Ленинграда

Выставка «Мастера бытового жанра»

Айвазовский. На гребне волны. Выставка репродукций в технике жикле

Стажировка «Проектирование музейных экспозиций исторического профиля»

Начинает работу Школьное Пастернаковское общество

Выставка «„Демон”. Театр, живопись, литература» в Доме-музее М.Ю. Лермонтова

Презентация программы дополнительного образования детей "Искусство и технологии. Уровень I"

Выставка «Памяти Герцена». К 150-летию со дня кончины писателя, философа, общественного деятеля

Поэтические вечера в Музее Серебряного века – январь 2020

Выставка Анны Карпинской "Цвет силуэта" в галерее "Голубая Гостиная"

"Акварель" - персональная выставка Риммы Мироновой

Представление книги «Блокадные после» в Музее Анны Ахматовой

Открытие выставки «Муркина книга…» в Доме-музее К.И. Чуковского

Ковер из приемной Александра II вернулся в Царское Село после реставрации

Вечер авторской песни в музее К.А. Федина

Блокадная графика: подвиг, повседневная жизнь, память

Выставка «Портрет человека» в Русском музее фотографии

Выставка акварелей Дмитрия Анигеева «Любимцы звезд»

К 300-летию Морского устава Петра І. История русского флота в рукописях

Эхо экспрессионизма. Искусство Ленинграда середины – второй половины ХХ века

Выставка "Объектив. Полифония Донбасса" в Русском музее фотографии

Бытописатель революции - к 150-летию российского и советского живописца И.А. Владимирова


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2020 Museum.ru