12 октября 2019 года в выставочном центре «Эрмитаж-Выборг» начинает работу выставка «От неоклассицизма до импрессионизма. Французская живопись и скульптура XIX века из собрания Эрмитажа».
Коллекция французской живописи первой половины и середины XIX века – одна из интереснейших в Эрмитаже. Она охватывает период от неоклассицизма школы Жака-Луи Давида, возникшего в конце XVIII века, до салонно-академической живописи второй полови¬ны XIX века, существовавшей параллельно с импрессионизмом. В настоящее время собрание насчитывает пятьсот картин, тридцать восемь из которых будут экспонироваться в Выборге. Вместе с живописными работами представлены тридцать шесть скульптур из бронзы, мрамора и терракоты. Они дают возможность оценить многообразие коллекции Эрмитажа и знакомят с основными стилями, течениями и жанрами французской скульптуры XIX века.
Экспозиция построена от эпохи Просвещения до второй половины XIX века и включает в себя четыре тематических раздела. Выставка отличается разнообразием представленных жанров (исторический, бытовой, анималистический, портрет и пейзаж) и направлений. Зрители смогут увидеть, как различные сюжеты преломляются в эпоху неоклассицизма, романтизма, реализма и импрессионизма.
Самые ранние произведения, которые демонстрируются на выставке, – это картины, созданные в век Просвещения и во время французской революции 1789 – 1799 годов. К ним относятся портреты просветителей, знаменитого философа Жан-Жака Руссо и выдающегося учёного, натуралиста и естествоиспытателя, графа Жоржа Луи Леклерка Бюффона. Обе работы были созданы в 1790 г. в мастерской великого живописца Жака-Луи Давида.
Одна из самых необычных живописных картин – «Аллегория французской революции» (ок. 1795 г.), приписываемая Никола-Антуану Тоне. Среди множества персонажей на ней изображены Марат и Робеспьер, с которыми связаны кровавые события террора рубежа XVIII и XIX веков во Франции.
Революционные и военные сюжеты сменяются романтическими. Значительную часть этого раздела составляют полотна, созданные по мотивам произведений Самюэля Ричардсона, Мэттью Грегори Льюиса и Вальтера Скотта. Для французской живописи эпохи романтизма свойственен интерес к английской литературе, особенно к романам последнего. Представленное на выставке произведение Ари Шеффера «Оплакивание молодого рыбака» (по роману Вальтера Скотта «Антиквар») выставлялось в Салоне 1824 года, где были представлены другие важные работы художников-романтиков. Литературная тематика отражается и в скульптурных портретах Уильяма Шекспира и Джона Мильтона работы Альбера-Эрнеста Каррье-Беллеза.
В разделе, посвящённом искусству второй половины XIX века, реалистические и импрессионистские полотна, среди которых две картины Пьера Огюста Ренуара, соседствуют со скульптурами Огюста Родена. Творчество прославленного скульптора невозможно вместить в рамки какого-либо одного стиля или направления – реализма, импрессионизма, экспрессионизма. Оно завершает XIX век и открывает новые горизонты искусства последующего времени.
Кураторы выставки: Александр Алексеевич Бабин, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства; Елена Ивановна Карчёва, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства.
К выставке издан научный иллюстрированный каталог «От неоклассицизма до импрессионизма. Французская живопись и скульптура XIX века из собрания Эрмитажа» (Изд-во Государственного Эрмитажа), авторы вступительных статей – Бабин А.А., Карчёва Е.И.