С 12 октября 2019 года в Реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня» Государственного Эрмитажа начинает свою работу выставка «Из истории фотографии», которая знакомит с наиболее важными этапами развития фотографии и затрагивает технические, документальные и художественные стороны её эволюции. Настоящая выставка посвящена 180-летию официального изобретения фотографии.
Свыше 70 экспонатов, большая часть которых экспонируется впервые, рассказывают об истории развития фотографических процессов с 1840-х до 1910-х годов – период самых активных технических экспериментов и творческих поисков.
Представленные на экспозиции предметы демонстрируют зрителю многообразие фотографических техник, среди которых, как редкие – фотография на коленкоре, на фарфоре, так и достаточно популярные в свое время, но редко встречающиеся сейчас в российских музейных собраниях – тинтипия (или ферротипия), амбротипия, цианотипия.
Зрителю предлагается познакомиться с предтечей фотографии – физионотрасом – способом получения портретов с использованием специального оптического прибора, который был чрезвычайно популярен в конце XVIII века. При этом можно сравнить, как выглядели эти портретные изображения и первые светописные портреты на дагеротипах – медных посеребренных пластинах, названных по имени их изобретателя Ж.Л.М. Дагера. Стоит отметить, что Государственный Эрмитаж обладает одной из лучших по качеству сохранности коллекций дагеротипов.
После изобретения дагеротипа новым этапом, определившим дальнейшее развитие фотографии, стал негативно-позитивный способ получения изображений. Он был предложен английским ученым Уильямом Тальботом и получил название тальботипия (или калотипия). Оригинальные отпечатки на соленой бумаге – «Портрет женщины» работы неизвестного фотографа и «Ливанский кедр» Эрнеста Бенеке – наглядно демонстрируют недостатки, присущие этой ранней техники.
Оценить разнообразие жанров первых 30 лет существования светописи позволяют снимки, выполненные как русскими, так и зарубежными мастерами. Самым востребованным и популярным жанром был портрет: на выставке демонстрируются его распространенные форматы, такие как визитный или кабинетный портреты, и более редкие, например, миньон.
Отдельной темой показаны фотографии предметов искусства – фоторепродукции, одним из главных устремлений при создании которых было желание научиться передавать и сохранять натуральные цвета. На выставке представлено одно из ранних подобных цветных изображений французского фотографа Леона Видаля. Оценить уровень мастерства и подготовки музейных фотографов того времени позволяют работы Ф.Л. Николаевского, первого официального фотографа Императорского Эрмитажа.
Будучи, по началу, инструментом точной фиксации окружающего мира, фотография постепенно выработала собственный художественный язык и стала самостоятельным видом искусства. Этот раздел представлен работами таких мастеров художественной фотографии, как барон Вильгельм фон Гледен, Ян Булгак и Василий Сокорнов.
На рубеже веков активно развивается репортажный жанр. Все быстротекущие и необычные события жизни обращают на себя пристальное внимание репортеров. Спортивные соревнования, стихийные бедствия, городские происшествия представлены в отпечатках как отечественных, так и европейских фотографов. В России основоположником репортажной фотографии по праву считается петербургский фотограф Карл Булла. «Снимаю везде и всюду, при любых условиях» – девиз знаменитого фотографа стал лозунгом для всех последующих поколений фоторепортеров.
Появление новых светосильных материалов, переход к их фабричному производству, а также изобретение легких портативных камер сделали фотографию доступной для широкого круга любителей. Современники с большой иронией описывали любителей фотографировать всё, что попадается на глаза, а профессиональные фотографы с ужасом рассуждали об «эпидемии фотографирования». На выставке демонстрируется несколько любительских отпечатков, сделанных, вероятно, во время летнего отдыха неизвестным нам автором.
К последнему десятилетию XIX века фотография полностью завоевала мир в качестве недорогого и легкодоступного способа получения изображений. Широкое распространение получили полиграфические способы воспроизведения фотографий, позволяющие повысить тираж без потери качества. Образец подобной продукции высокого уровня – фототипия «Вид Ревеля».
Самым демократичным видом фотоизображений в конце XIX – начале ХХ веков стали открытые письма, которые помимо непосредственного своего предназначения, выполняли функции рекламы, пропаганды или обучения в зависимости от характера изображения. Представленные на выставке экземпляры демонстрируют разнообразный характер сюжетов открытых писем.
В состав экспозиции также включены некоторые образцы камер и оптических устройств, которые позволяют проследить за совершенствованием механических и оптических составляющих фототехники. Оценить, какими удобными и изящными были камеры того времени, позволяет модель Kodak Vestpocket из коллекции техники Отдела истории русской культуры.
Кураторы выставки – Наталья Юрьевна Аветян, старший научный сотрудник и хранитель фонда фотографии Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа; Ирина Олеговна Терентьева, научный сотрудник и хранитель фонда фотографии Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа. Важной частью в подготовке экспонатов к выставке стала работа по изготовлению индивидуальных монтировок с учетом особенностей каждого отпечатка, выполненная сотрудниками Лаборатории научной реставрации фотографических материалов (заведующая – Татьяна Анатольевна Саятина).
Выставка открыта до 11 октября 2020 г.
Посещение Реставрационно-хранительского центра «Старая Деревня» возможно только с экскурсионным обслуживанием. Предварительная запись по телефону +7 (812) 340-10-26.
Адрес: С.-Петербург, Заусадебная улица, дом 37а (метро «Старая Деревня»)