10 октября 2019 года Музей русского импрессионизма открывает выставку "Импрессионизм и испанское искусство". Около 60 живописных работ, скульптура и графика из тринадцати ведущих музеев Испании и частных коллекций дополнены двумя картинами из московского Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Выставка проводится при участии Фонда "Aurea Cultura i Art" и поддержке Посольства Испании в России.
Выставочный проект впервые в России представляет испанское искусство рубежа XIX-XX веков в таком объеме и знакомит публику с творчеством восемнадцати испанских художников, которые работали бок о бок с французскими импрессионистами и участвовали в первых выставках нового направления в европейском искусстве. На выставке демонстрируются картины Хоакина Сорольи, Рамона Казаса, Мариана Пиделасерры, Игнази Мальола, Сантьяго Русиньоля, Рикарда Каналса, Игнасио Cулоаги, Жоакима Мира, Пере Изерна, графика Дарио де Регойоса, Изидре Нонеля и скульптура Рикарда Гино.
О тесных связах испанских художников с французскими импрессионистами свидетельствуют интересные биографические истории. Так, каталонец кубинского происхождения Пере Видал де Соларес изображен на известной картине Пьера Огюста Ренуара "Бал в Мулен де ла Галетт" из собрания Музея Орсэ. Испанец оказывается центральной фигурой на картине: это одетый с иголочки джентльмен в цилиндре, танцующий с любимой моделью Ренуара Марго Легран. На выставке будет представлена работа кисти самого Солареса - "Портрет офицера полиции" из собрания Музея истории Барселоны.
Со знаменитой мельницей Мулен де ла Галетт, символом Монмартра, связаны судьбы еще двух художников-друзей - Сантьяго Русиньоля и Рамона Касаса. Вдохновленные импрессионизмом оба испанца жили и творили в Париже в начале 1890-х, а вернувшись в Барселону, открыли артистическое кафе "Четыре кота" по образу и подобию легендарного парижского кабаре "Черный кот". Именно здесь прошли первые выставки молодого Пабло Пикассо.
Художник Игнасио Cулоага, чрезвычайно популярный на рубеже XIX-XX веков, с 1890 года жил в Париже, на Монмартре, и дружил с Анри Тулуз-Лотреком, Эдгаром Дега, Полем Гогеном, вместе с ними участвовал в выставках, переписывался с Огюстом Роденом. Любимыми темами Сулоаги были народный танец фламенко, средневековая испанская архитектура и цыгане. В начале ХХ века именно благодаря Игнасио Сулоаге был заново открыт великий Эль Греко, появилась мода на испанскую живопись, собирать которую стали многие художники и коллекционеры, включая Ивана Щукина.
Испанские живописцы, работавшие в импрессионистической манере, были в зоне пристального внимания русских мастеров. Так, Илья Репин выделял среди всех Мариано Фортуни и писал о нем: "Фортуни поразил всех современных художников Европы недосягаемым изяществом в чувстве форм, колорите и силе света". Павел Чистяков, педагог живописи и рисунка в Императорской академии художеств, вдохновлял своих учеников работами Фортуни. Почетное прозвище "Фортуни" за свою акварельную технику получил во время учебы у Чистякова Михаил Врубель. На испанского мастера обращали внимание Валентин Серов и Василий Поленов. Мариано Фортуни был отцом не менее известного модельера и театрального художника, которого тоже звали Мариано. Фортуни-младший изобрел особый способ обработки шелка, который стал называться "плиссировки Фортуни", его клиентками были Айседора Дункан и Сара Бернар, а в венецианском доме художника сегодня организован музей. На выставке "Импрессионизм и испанское искусство" будут показаны этюды маслом Фортуни-старшего: "Дорога вдоль стены", "Улица Гранателло в Портичи", "Пейзаж Портичи".
Наконец, один из самых известных испанских художников рубежа XIX-XX веков - Хоакин Соролья - будет представлен на выставке сразу четырьмя работами, три из которых приедут из Испании: "Скалы в Хавее и белая лодка", "Сорванцы на пляже, Валенсия" и "Купание". Залитое солнцем побережье Валенсии, волны, бьющиеся о берег, резвящиеся в воде дети, рыбаки, выходящие в море под белыми парусами, струящиеся на ветру одежды - вот главные герои картин зрелого Сорольи. Художнику удавалось фантастически точно передавать световые эффекты: блики на листве, светящиеся в воде смуглые тела, складки белоснежной ткани, - вот почему Соролью часто относят к европейскому направлению люминизма. В отличие от французских импрессионистов, испанский художник работал более четким мазком и достаточно натуралистично изображал фигуры людей, но с "коллегами по стилю" Соролью роднит легкость мазка и работа на пленэре.
На выставке "Импрессионизм и испанское искусство" живописные работы дополнят графика и скульптура каталонца Рикарда Гино. В начале 1900-х годов художник посещал школу искусств на Монмартре, а в 1913 году был помощником Огюста Ренуара и работал над скульптурными проектами в загородной резиденции великого мастера.
Всего в проекте участвуют 13 художественных музеев Испании, в числе которых: Национальный музей искусства Каталонии, Барселона; Музей Монсеррата (Аббатство Монсеррат); Библиотека-музей Виктора Балагера, Виланова-и-ла-Желтру; Музей Кармен Тиссен, Малага; Музей Игнасио Сулоаги, Кастильо-де-Педраса; Музей истории Жироны; Музей современного искусства, Таррагона; Музей истории Барселоны; Музей изящных искусств Астурии, Овьедо; Музей модернизма, Барселона; Музей Гаррочи, Олот; Музей музыки Барселоны - Л?Аудитори; Музей Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо, Мадрид; Музей Санта-Крус (Министерство культуры и спорта), Толедо.
Куратор проекта - Франсеск Фонбона (Испания). Каталонский историк искусства, писатель, куратор выставок и специалист по каталонскому модернизму. Фонбона руководил графическим отделом Национальной библиотеки Каталонии (1995-2013), отвечал за раздел искусства в Большой каталонской энциклопедии (1968-1978); является членом Королевской каталонской академии изящных искусств Святого Георгия.
Менеджер проекта - Чаро Санхуан (Испания).
Координаторы проекта - Мария Мороз (Россия), Франсеск Пужоль (Испания).
Где: Музей русского импрессионизма. Москва, Ленинградский проспект, д. 15, стр. 11
Когда: 10 октября 2019 года - 26 января 2020 года