НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Сокровища Красной реки. Археологические коллекции из музеев Вьетнама

c 18 мая по 22 сентября 2019Санкт-Петербург
Светильник с подставкой в виде фигуры оленя. Культура Донгшон. VI в. до н. э. – I в. до н. э. / I в. н. э. Бронза; литье. Национальный исторический музей Вьетнама
Стеклянная серьга-подвеска. Культура Шахуинь. VI в. до н.э -I в. до н.э. / I в. н.э. Национальный музей истории Вьетнама (г. Ханой)
Бронзовый барабан. Культура Донгшон. VI в. до н.э -I в. до н.э. / I в. н.э. Национальный музей истории Вьетнама (г. Ханой)
Сосуд с крышкой. I–III вв. н. э. Бронза; литье. Обнаружен в уезде Фусюен, в настоящее. Национальный исторический музей Вьетнама
Низки бус. Культура Донгнаи. VI–III вв. до н. э. Агат; резьба, сверление, шлифовка. Национальный исторический музей Вьетнама
С 18 мая 2019 года в Зимнем дворце в залах истории древней письменности представлена выставка «Сокровища Красной реки. Археологические коллекции из музеев Вьетнама», приуроченная ко дню рождения Хо Ши Мина и дням названного в честь него города.

На выставке показаны древние культовые и бытовые предметы из Национального исторического музея Вьетнама и музея Хайфонга. Посетители смогут познакомиться с древним периодом истории одного из регионов полуострова Индокитай, с искусством, традициями и бытом людей, которые жили на территории современного Вьетнама на заре государственности во второй половине I тысячелетия до н. э. – начале I тысячелетия н. э.

В эпоху древности, примерно во второй половине I тысячелетия до н. э. на территории современного Вьетнама сформировались три культуры, в основе которых лежали местные традиции: Донгшон в северной части страны, Шахюинь в центральной и Донгнаи на юге. На основе этих культур возникли первые государственные образования в истории Вьетнама.

Особого внимания заслуживает донгшонская культура, существовавшая в VI веке до н. э. – I/II веках н. э. в долинах Красной реки, рек Ма и Ка. С точки зрения некоторых исследователей, именно здесь, начиная с 3-го тысячелетия до н. э., формируется ядро будущей вьетнамской цивилизации. Предметы донгшонской культуры производились из самых разных материалов: камня, бронзы, железа, глины, стекла, дерева, кости и других. Наиболее многочисленны характерные для этой культуры высокохудожественные изделия из бронзы, изготовлявшиеся в технике литья: орудия труда, бытовые предметы, оружие, украшения, музыкальные инструменты. Всемирно известны донгшонские бронзовые барабаны с изображениями обрядовых сцен и процессий, фигурами людей и животных, геометрическими орнаментами. Барабаны использовали в качестве музыкальных инструментов, в ритуальных обрядах, для подачи сигналов. Донгшонские барабаны были и символами власти. На их поверхности часто изображали сюжеты из повседневной жизни или сцены ритуалов, связанные с культом предков. В центре верхнего диска находилась звезда с расходящимися лучами. Орнамент в виде изображений птиц, животных, воинов в необычных головных уборах, геометрических узоров всегда наносился по кругу. Иногда на горизонтальной поверхности расположены фигурки лягушек, вызывающих дождь. На боковой поверхности встречаются изображения воинов в лодках, на которых могли перевозиться сами барабаны. К концу существования культуры Донгшон искусство оформления барабанов становится более схематичным, а затем постепенно исчезает. На выставке представлен барабан «Золотая звезда» (высота 85 см, диаметр 124 см) – самый крупный из найденных к настоящему времени на территории Вьетнама.

На основе донгшонской культуры на территории нынешнего Северного Вьетнама появляется государство Ванланг – предположительно самое раннее государственное образование. После его падения в 257 году до н. э. на этом месте возникло государство Аулак. Его столицей стала крепость Колоа, находившаяся в 15 км от современного Ханоя.

Одновременно с донгшонской культурой в центральной части Вьетнама вдоль побережья Южно-Китайского моря существовала культура Шахюинь (VI/V век до н. э. – II/III век н. э.), памятники которой выявлены на территории от современного города Хюэ на севере до долины реки Донгнай на юге. Культура Шахюинь известна, в первую очередь, своими погребальными памятниками. Захоронения совершались в больших керамических урнах высотой до 1,3 метра, куда умерших помещали вместе с оружием, орудиями труда, сделанными преимущественно из железа, украшениями из камней (сердолик, агат, нефрит, горный хрусталь) и стекла. Изделия, как правило, размещали внутри сосуда позади погребенного, а мелкие вещи иногда клали рядом с крышкой. На выставке будет показан один из погребальных сосудов и несколько небольших урн.

С самого начала изучения культуры Шахюинь особенный интерес у исследователей вызывала керамика, которая отличалась от простых сосудов культуры Донгшон. Керамике Шахюинь свойственно разнообразие форм: круглодонные и плоскодонные сосуды, кувшины и миски на ножках. В последнем случае ножка и тулово сосуда изготавливали по отдельности и соединяли перед обжигом. Предполагается, что светильники также делали из двух частей, верхней и нижней. Известно два основных способа нанесения орнамента: гравировка или отпечатки предметов (края ракушек, шнура и даже ногтей). Иногда встречается роспись красного или черного цвета.

Определяющую роль в развитии культуры Шахюинь играло использование железа. Мечи, наконечники копий, кинжалы, ножи, серпы, инструменты для обработки земли изготавливали преимущественно методом ковки. Первоначально технология обработки железа была связана с местными традициями. На завершающем этапе развития культуры Шахюинь отчетливо прослеживается китайское влияние, что отразилось в форме наконечников копий и ножей c характерной рукоятью. Изделия из бронзы встречаются в этом регионе довольно редко.

Яркой особенностью материальной культуры считаются украшения: каменные или стеклянные серьги с декоративными заостренными деталями и крючком, а также серьги-подвески с фигурками животных. Были распространены браслеты, кольца, серьги, бусы из стекла, обожженной глины и камней, среди которых особо выделяли агат и нефрит.

В юго-восточной части дельты Меконга на основе поздненеолитических культур сформировалась культура Донгнай, долго сохранявшая архаические традиции. Основными занятиями были земледелие, рыболовство и собирательство, развивались ремесла. В районе Канзо (Хошимин) были обнаружены памятники особой группы населения, занимавшейся торговлей.

В больших ремесленных мастерских производили керамику, изделия из камня (в том числе украшения), металлические орудия труда и оружие, а также украшения из дерева, кости, рога и черепахового панциря. Бронзовые предметы изготавливали в технике литья в двухсоставной форме. Железных изделий найдено немного.

На позднем этапе культуры Донгнай появились захоронения в погребальных урнах, куда помещали железное оружие, миниатюрные керамические сосуды, украшения из нефрита, агата, стекла. Наиболее показательным считается комплекс из серег с протомами животных, обнаруженный в памятнике Зонгкаво (Хошимин).

Культура Донгнай представляет собой местную южную традицию, на основе которой возникла археологическая культура Окео (I–VI вв. н. э.), памятники которой охватывают юго-западную часть дельты. Наряду с традиционными бытовыми предметами, в памятниках этой культуры находят хорошо обожженную гончарную керамику, печати, монеты. Помимо материковой и островной Юго-Восточной Азии огромное влияние на эту культуру оказывали Китай и Индия. Среди находок на территории памятников встречается много индуистской и буддийской деревянной, каменной и бронзовой скульптуры. Например, на территории Окео были найдены каменные статуи Будды высотой до трех метров. Важными находками стали 36 небольших изделий (кольца, печати, инталии) с надписями на санскрите письмом брахми, которые датируются I–V вв. н. э.

Вклад в изучение древней истории Вьетнама внесли ученые разных стран. Начало археологических исследований в Юго-Восточной Азии было положено сотрудниками Французской школы Дальнего Востока. В середине – второй половине XX века, несмотря на сложности политической обстановки, когда вьетнамцы боролись за национальную независимость, раскопки продолжались даже во времена американских бомбардировок.

В 1950-е годы появилось первое поколение вьетнамских исследователей-археологов. Их ученики продолжают скрупулезное изучение древней культуры этой удивительной страны. Значительный вклад в исследование вьетнамских древностей внесли советские и российские специалисты, которые до сих пор продолжают там работать. За прошедшие тридцать лет во Вьетнаме принята серия законов об охране культурного наследия, сохранении археологических памятников, строительстве новых музеев. В настоящее время 79 предметов имеют статус национального сокровища.

К выставке Издательством Государственного Эрмитажа подготовлен научный иллюстрированный каталог, предваряемый вступительными словами М.Б. Пиотровского, директора Государственного Эрмитажа, и Нгуен Ван Кыонг, директора Национального исторического музея Вьетнама.

Авторы статей каталога и кураторы выставки – Наталья Александровна Сутягина, научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа и Евгений Александрович Кий, старший научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа.

www.museum.ru/N72925
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
сайт:hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: исторические, выставки

важные события  x    ?  

новости от 19.03.2024  x    ?  


В рамках проекта «С Россией - 10 лет. Искусство Крыма». Выставка «Крымская весна» в Симферополе

Золотая вязь крымских узоров

Первый электронный ресурс об истории Крыма стартует в Российской национальной библиотеке

Александр Дейнека. Курская аномалия

Выставка «Рисунки и акварели передвижников» в Михайловском замке Русского музея

Музей Эрарта подвел итоги первого тура Эрарта Премии - 2024

Итоговая выставка XXVII Областного фестиваля фотографии им. А.О. Карелина и М.П. Дмитриева

«…И сделаем себе имя…». К завершению реставрации картины Тобиаса Верхахта «Вавилонская башня»

Персональная выставка Натальи Дробышевой «Полотно» в Ростовском музее изобразительных искусств

"Город и люди". Живопись Марии Ведясовой

Выставка "Изучать. Творить. Создавать" в усадьбе Измайлово

Удивительные мелочи. Миниатюра в декоративно-прикладном искусстве

Выставка «Анна и Теофил». Памяти родителей Святослава Рихтера

В рамках "перекрестных" Годов культуры Россия - Китай. Выставка "Шелк и бамбук" в Музее музыки

Циклы лекций об истории искусства ХХ века в Арсенале

Выставка "Архитектор Владимир Кубасов" в Музее архитектуры им. А.В. Щусева

Русский музей завершает масштабную реставрацию картин, пострадавших в Таганроге

Выставка "На страже учения. Гневные божества в тибетском буддизме" в Музее истории религии

Владимир Сомов. Синдром феникса

Выставка скульптуры Анатолия Смоленкова в Российской академии художеств

Строгий юноша: театр и мода Константина Гончарова

Василий Якупов (1964–2015). Живопись из собрания Ярославского музея и частной коллекции

Выставка "Тайны пола" в Дарвиновском музее

От цвета к свету. К 100-летию со дня рождения Владимира Вейсберга

Выставка «С чего начинается Родина» Антона Стекольщикова в Российской академии художеств

День детской книги. Праздник «Путеводная нить» в Дарвиновском музее

Выставка Марии Кононовой «Весна»

Melancholia. Памяти Аркадия Ипполитова

Выставка «Железнодорожная модель-2024» в Музее мостов, С.-Петербург


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru