Выставка рисунков русских художников начала ХХ века в Голубом зале Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств представляет собрание графических произведений И.Е. Репина и его знаменитых учеников — В.А. Серова, Ф.А. Малявина и Б.М. Кустодиева и других, из коллекции И.И. Бродского.
Исаак Бродский еще в студенческие годы, когда Репин подарил ему три своих рисунка, увлекся коллекционированием. Обладая безупречным художественным вкусом, он приобретал только первоклассные работы самых разных художников. Он собрал около полусотни картин, рисунков и акварелей И.Е. Репина, в том числе его подготовительные наброски и эскизы к живописным работам, пейзажные или жанровые зарисовки, графические портреты.
Важное место в коллекции Бродского занимают произведения учеников Репина: Серова, Малявина, Кустодиева и др. В конце 1890-х годов Валентин Серов обратился к обнаженной натуре, что связано с началом его педагогической деятельности в Московском училище живописи. Представленная на выставке «Натурщица» 1900 года — великолепный образец творчества этого периода.
Филипп Малявин известен своими произведениями на тему крестьянской жизни, запоминающимися полыхающим колоритом и силой чувств. Художник постоянно делал наброски, отличающиеся изумительной непосредственностью, лучшие образцы которых показаны на выставке. В 1900-е годы он обратился к рисунку цветными карандашами.
Бродский был большим поклонником творчества Бориса Кустодиева, в особенности его рисунков. На выставке представлены несколько великолепных, очень точных по психологическим характеристикам графических портретов, строгие и эффектные штудии обнаженной натуры, множество беглых рисунков, эскизов, набросков композиций.
Наряду с этими произведениями, демонстрируются графические работы художников русского авангарда, в частности Александра Яковлева. В его творчестве гармонично объединились черты авангардного и классического искусства. Художник использовал приемы старых мастеров, подчеркнуто демонстрируя техническое совершенство, особенно в излюбленной им технике — сангине. Его портретные этюды к картине «Групповой портрет студентов Академии художеств», представленные на выставке, ярко демонстрируют мастерство художника.