НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Книги с иллюстрациями Андре Массона из собрания Марка Башмакова на выставке в Эрмитаже

c 6 марта по 21 апреляСанкт-Петербург
Жан Полан. Les Hain-Teny. 1956. Андре Массон
Робер Деснос. Mines de rien. 1957. Андре Массон
Стефан Малларме. Бросок костей никогда не исключает случайность. 1961. Андре Массон
Мишель Лейрис. Глоссарий, куда я вжимаю свои глоссы. 1939. Андре Массон
C 6 марта 2019 года в Главном штабе Государственного Эрмитажа представлена выставка «“Не разделяя живопись и поэзию…”. Книги с иллюстрациями Андре Массона из собрания Марка Башмакова».

Выставка книжных работ Андре Массона открывает серию экспозиций, посвященных книгам художников-сюрреалистов. Цитата, вынесенная в название, метафорически выражает творческое кредо мастера и в значительной степени всего изобразительного сюрреализма, формирование которого тесно связано с литературой. Около тридцати изданий из собрания Марка Башмакова представят творчество Массона-иллюстратора на протяжении более пятидесяти лет. Произведения одного из пионеров сюрреализма впервые экспонируются в Эрмитаже в таком объеме.

Для Массона поэзия есть необходимое качество произведения искусства. Важнейшую роль в становлении художника сыграла дружба с молодыми литераторами - Жоржем Лембуром, Мишелем Лейрисом, Антоненом Арто, Робером Десносом, Жоржем Батаем, - собиравшимися в его мастерской на улице Бломе, где, по словам Массона, книги «в беспорядке валялись под прислоненными к стене холстами». Чтение было своего рода экзистенциальным опытом, дававшим ориентиры для выхода за пределы привычных норм, логики, художественных канонов. В искусстве Массона таким выходом стало автоматическое рисование и (связанный с ним) принцип визуализации внутреннего мира.

В 1924 году Массон и его друзья присоединились к группе, возглавляемой Андре Бретоном; осенью Бретон опубликовал "Манифест сюрреализма", давший имя новому направлению. В мае того же года появилась первая книга с гравюрами Массона - сборник стихотворений Лембура "Низкие солнца". Вслед за ней выходят книги Лейриса, Десноса, Марселя Жуандо; в иллюстрациях мастера варьируются ключевые для него - и для сюрреализма в целом - мотивы: спонтанный (или продуманный) поток ассоциаций, аналогии, метафоры, метаморфозы форм.

Начатая в этот поворотный для сюрреализма период деятельность Массона-иллюстратора продолжалась почти до самой его смерти. Художник сделал серии эстампов или рисунков для десятков книг; множество изданий включают по одной-две его композиции. Книги Массона демонстрируют не только динамику его творческих поисков, но и изменения, связанные с освоением новых техник и эволюцией вкусов в сфере livre d'artiste. Иллюстрации 1920-1930-х годов - монохромные, в основном линейные, подчас бегло набросанные - ближе всего к рисункам мастера; сами книги обычно небольшие и внешне непритязательные. В послевоенные годы появляются внушительные, эффектно изданные тома; Массон увлеченно работает в сложных техниках цветного эстампа, постоянно экспериментируя и достигая неожиданных результатов. В иллюстрациях нередко заметно сходство с его полотнами; впрочем, художник, внимательный к нюансам ремесла, никогда не соблазнялся прямым «переводом» живописи в гравюру или литографию.

Круг книг и имен, привлекавших Массона и его заказчиков-издателей, постепенно расширялся. Однако нетрудно заметить, что среди текстов преобладают стихотворные, а их авторы - преимущественно современники (как правило, те, с кем Массон был дружен, зачастую близкие к сюрреализму) или же те, в ком сюрреалисты видели своих предшественников. Эти предпочтения восходят ко временам «улицы Бломе», когда книга возникала как результат творческой близости художника и поэта. Точно так же в иллюстрациях Массона можно увидеть постоянное развитие приемов, по сути поэтических, сложившихся в эпоху «сюрреалистической революции».

Вслед за выставкой Андре Массона в залах Главного штаба будут показаны книжные работы других мастеров сюрреализма: Роберто Матта, Макса Эрнста, Хуана Миро, Сальвадора Дали.

Кураторы выставки – Михаил Витальевич Балан, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства (ОЗЕИИ) Государственного Эрмитажа; Юлия Григорьевна Лукьянова – младший научный сотрудник ОЗЕИИ; Марк Иванович Башмаков – коллекционер.

www.museum.ru/N72419
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65
сайт:www.hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 17.06.2019  x    ?  


Псковский пригород Воронич

В рамках проекта "Наполеон. Жизнь и судьба". Эскизы костюмов Александра Бенуа к фильму "Наполеон"

Закрытие залов графики выставки "Илья Репин" в Новой Третьяковке

Образы Рима. Гравюры Д. Пиранези и Л. Россини (XVIII-XIX вв.)

Выставка театрального фотографа Анатолия Бызова "На сцену!"

Кирилл Зданевич. Тифлис-Москва

Выставка «Ангелы ХХ века» в Русском музее

Про сундук. Свадебные сундуки второй половины XIX – начала XX века

Автоархеология. Марика Красина и Антон Кривуля

Генератор случайных снов

Выставка «Союз молодежи» в Русском музее

Межмузейный фестиваль миграции "Точка перемещения" в Новой Третьяковке

Персональная выставка-ретроспектива профессора Добржицкого

Саша Окунь. Где ты?

Юбилейная программа к 130-летию со дня рождения Анны Ахматовой

Выставочный проект «Искусство быть» в Аптекарском огороде

Сайарсизм & cайарсисты

К 130-летию со дня рождения Анны Ахматовой. Настоящий XX век. Фотоверсия

Фотовыставка Юлии Каменевой и Виталия Макарова "Южная Америка глазами треккера"

«Шаг». Живопись Евгении Шадриной-Шестаковой

Выставка акварели "Животные и растения" в Аптекарском огороде

Пейзаж вечный, пейзаж меняющийся. Выставка в Магаданском областном краеведческом музее

Музыкальное лето в Константинове - 2019

Георгий Франгулян. Твердая линия

Забытый русский меценат. Собрание графа Павла Сергеевича Строганова

Евгения Буравлева и Егор Плотников. Пейзаж с посторонним

Земля дыбом. Из истории русского театрального экспрессионизма

Анастасия Савоини и Вячеслав Паничев. Свобода творить. Живопись


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru