16 ноября 2018 года в Фойе Эрмитажного театра открывается выставка «Неаполитанские композиторы при дворе Екатерины II. Джованни Паизиелло (1741-1816) и Доменико Чимароза (1749-1801)», приуроченная к проведению Санкт-Петербургского международного культурного форума и Дням России в Италии 2018 года.
Выставка посвящена одной из интереснейших страниц в истории музыкальных контактов России и Италии периода правления императрицы Екатерины II. Блеск придворной жизни во второй половине XVIII века требовал присутствия знаменитых артистов, певцов и музыкантов. Этому способствовали укрепившиеся культурные связи между Санкт-Петербургом и Неаполем, столицей Королевства обеих Сицилий. Строительство Эрмитажного театра по проекту итальянского архитектора Джакомо Кваренги было завершено в 1789 году. Архитектура в стиле неоклассицизма и эффектное оформление спектаклей закрепило за театром славу одного из лучших в Европе. Неаполитанские композиторы Джованни Паизиелло и Доменико Чимароза были приглашены Екатериной II в Петербург в качестве капельмейстеров (придворных композиторов).
Джованни Паизиелло прожил в российской столице восемь лет (1776–1784). За эти годы он написал не менее десяти опер, из которых наиболее известны русскому зрителю «Служанка-госпожа» и «Севильский цирюльник», впервые показанная в 1782 году в театре при Эрмитаже (впоследствии эта версия была почти забыта, пока ту же тему гениально не воплотил Джоаккино Россини уже в XIX веке). Доменико Чимароза служил при российском дворе с 1787 по 1791 год. К тому времени он был одним из самых знаменитых композиторов неаполитанской музыкальной школы. Известно, что он учил музыке внуков императрицы, сочинил несколько опер («Клеопатра» и «Нежданный брак» были поставлены в Эрмитажном театре), реквием на смерть герцогини Серра-Каприола, жены посла Неаполя, а его последняя работа в России – музыкальное произведение «Непредвиденная серенада» – была посвящена светлейшему князю Григорию Александровичу Потемкину.
На выставке представлены два уникальных клавесина, подаренные Екатериной II неаполитанским композиторам: один работы русского мастера Михаила Киршника (1781), другой – английского мастера Адама Бейера (1780). Оба инструмента хранятся в Консерватории Сан Пьетро ин Майелла в Неаполе. Из библиотеки того же собрания – семь собственноручных рукописных партитур прославленных композиторов. Образы композиторов предстают на портрете Джованни Паизиелло (копия XIX века с портрета, исполненного Элизабет Виже-Лебрен в Неаполе) и в мраморном бюсте Доменико Чимарозы работы Антонио Кановы (1808) из коллекции Капитолийских музеев в Риме. Экспозицию дополняют картины: «Играющий на мандоле» неаполитанского художника Гаспаре Траверси (1750) из музея Дворца Ланфранки в Матере и семь полотен из коллекции Эрмитажа, представляющие Неаполь, облик города и его жителей в разные эпохи.
Куратор выставки – Татьяна Борисовна Бушмина, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.
В рамках выставки в Эрмитажном театре состоится концерт, оригинальная программа которого была разработана Фабио Мастранджело и профессором Консерватории Неаполя Эудженио Оттиери. В этот вечер прозвучат фрагменты из оперы Доменико Чимароза «La Vergine del Sole» («Дева солнца») и оперы Джованни Паизиелло «Il Barbiere di Siviglia» («Севильский цирюльник»). Премьера оперы «Севильский цирюльник» состоялась в 1782 году в Эрмитажном театре Зимнего дворца. Постановка пользовалась огромным успехом у русской и европейской публики. Опера «Дева солнца» также была написана во времена службы композитора при дворе, премьера состоялась на сцене Эрмитажного театра в 1789 году.
В концерте примут участие солисты театра «Мюзик-Холл» и солисты Консерватории Неаполя «Сан Пьетро а Майэлла». Дирижер - Фабио Мастранджело.