24 июля 2018 года в выставочных залах Российской академии художеств (Пречистенка, 21) откроется уникальная выставка работ члена Московского союза художников, Почетного члена Российской академии художеств, фотографа Бориса Григорьевича Сысоева - «В рамках черного квадрата».
По задумке автора, каждый фотопортрет, представленный на выставке, имеет определенный формат - повторяет оригинальный размер «Черного квадрата» Казимира Малевича. Зрителям раскроется смысл супрематической «клетки», они станут свидетелями того, как «нуль форм» наполнится конкретным и беспредметным одновременно.
Экспозицию составят более 30 работ, где «в рамках чёрного квадрата» окажутся лица известных художников, поэтов, актёров, деятелей искусства - личностей ставших своеобразными «иконами» своего времени, средоточием современной культуры.
«Думаю, не будет большим преувеличением, если скажу, что «Черный квадрат» Казимира Малевича – с одной стороны, самая цитируемая, но в то же время и самая неоднозначная работа начала XX века.
В 1915 году Малевич встал на позицию полного разрыва с предметностью, подкреплённую декларированием чёрного квадрата как «нулём форм»: «Я преобразился в нуль форм, и вышел за нуль к беспредметному творчеству».
В оригинальной супрематической доктрине художника значение нуля простиралось от «ничто» до «всего». Помимо этого «нулевое» значение чёрного квадрата заключалось и в том, что он стал базовой формой, супрематической «клеткой», как его называл сам Малевич.
В супрематизме чёрный квадрат на белом фоне означал «нуль», во-первых, потому, что он знаменовал начало беспредметности, а во-вторых - конец традиционного предметного мышления художника. С тех пор квадрат стал знаковой формой супрематизма и точкой нулевого отсчёта. Таковым его делал пластический лаконизм. Одновременно квадрат являлся и «нулевым» выражением цвета - чёрный «не-цвет» на белом, понимаемом художником как «пустыня небытия».
Задумавшись обо всем этом, я решил поместить в «нуль форм» - черный квадрат - своего рода «нуль жизни» - куриное яйцо. И, развивая идею, наполняя смыслом, стал помещать в это пространство сделанные мной портреты художников.
Сначала это были портреты «художников-беспредметников», продолжателей творчества Малевича. Но в ходе споров и обсуждений родилось понимание того, что практически все современные художники вышли из «Черного квадрата», так же как писатели - из «Шинели» Гоголя. Позже появились портреты поэтов, писателей, музыкантов - людей, не ординарных в своем творчестве.
Да, с этим можно спорить, но именно этого-то мне и хочется.
С уважением, Ваш Борис Сысоев».
Борис Григорьевич Сысоев (род.1950) – профессиональный фотограф и журналист, Почётный член Российской академии художеств, член Московского союза художников.
Выпускник факультета фотожурналистики Института журналистского мастерства при Союзе журналистов СССР. В юности сотрудничал с Государственной Третьяковской галереей.
Работал в ряде общесоюзных и общероссийских СМИ. Автор фоторепортажей и отдельных снимков для множества газет и журналов, в том числе таких известных, как «Огонёк» и «Paris Match».
На протяжении двенадцати лет являлся фотографом Пасхального фестиваля под руководством Валерия Гергиева.
Участвовал в оформлении книг, буклетов и рекламных изданий многих художников, поэтов - И. Губермана, А. Ливанова, П. Никонова, А. Мичри, И. Виханского, В. Малолеткова, А. Шмаринова, О. Вуколова, Н. Никогосяна и других авторов.
Активный участник столичных выставочных проектов: «75 лет МОСХа», «80 лет МОСХа», «Зураб Церетели. 24 часа», «Виват, Маэстро!» и др., групповых выставок в Московском музее современного искусства, в Малом Манеже, в Музее-мастерской С.Т. Коненкова, в архиве Российской Академии наук, в литературном музее «Дом И.С. Остроухова в Трубниках», выставок в Санкт – Петербурге, Тбилиси и других городах.
За создание фоторяда образов современных художников и пропаганду деятельности Российской академии художеств награжден Дипломом РАХ, и Золотой медалью Российской академии художеств, медалью «За заслуги перед Академией», другими наградами.
Выставка открыта для посещения до 12 августа 2018 года.
Управление информации РАХ