С 13 апреля по 13 мая в Театральном салоне на Тверском бульваре (Дом-музей М.Н. Ермоловой) пройдет персональная выставка Михаила Кулакова, одного из первых героев советского неофициального искусства, художника второй волны русского авангарда и яркого представителя абстрактного экспрессионизма.
Михаил Кулаков принадлежал к той же культурной среде, что и И.Кабаков и Э.Булатов, был широко известен в кругу «андеграунда». Во многом он являлся первооткрывателем и новатором, в том числе, одним из первых в послевоенное время обратился к практикам модернизма и беспредметному искусству.
В 60-е гг. принимал участие в квартирных выставках, закончил мастерскую Н.П. Акимова в ЛГИТМиКе, сотрудничал с московскими и ленинградскими театрами и издательствами, иллюстрировал книги друзей-писателей, А.Битова, Г.Горбовского, В.Сосноры. Был дружен с П.Фоменко – вместе с ним оформлял театральные и литературные постановки в МГУ, с П.Капицей, который собирал его работы и способствовал организации его выставок в НИИ и академгородках. По рекомендации Лили Брик был приглашен В.Плучеком оформлять вторую редакцию спектакля «Баня» в театре Сатиры.
Театр не был главным направлением его творчества, тем не менее, он никогда его оставлял. Так, уже живя в Италии в поздние годы, со своими студентами из Флорентийского университета, он готовил инсценировку «Женитьбы» Н. Гоголя, написал эскизы действующих лиц.
Как и многие художники его поколения, Михаил Кулаков переосмыслял и соединял художественный и культурный опыт, который ему удавалось получить – это и его театральное образование, и ученичество у Акимова, и русская икона, Рерих, мистицизм, различные, казавшиеся тогда экстравагантными, практики, вроде «живописи действия», в виде полуритуального или медитативного разбрызгивания краски. По мнению Э.Криспольти, его творчество – это еще и «опыт воссоединения художественных культур восточной и западной Европы».
В 70-е гг. Михаил Кулаков эмигрировал в Италию, принял участие в резонансной Венецианской «Биеннале несогласных». Затем его выставки проходили в Риме, Нью-Йорке, Вене, Мюнхене. На двух станциях римского метро есть мозаичные панно его авторства. На родине его имя как художника протестного направления не упоминалось и было почти забыто – вплоть до 1989 г., после которого последовали крупные персональные выставки, в том числе, в Манеже, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Третьяковской галерее. Сегодня работы Михаила Кулакова хранятся во многих музеях мира и частных собраниях мира.
На экспозиции представлены предметы из личной коллекции Франчески Фичи и Энрико Джусти, личной коллекции Валерия Наталенко, из собрания ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, архива Российского государственного института сценических искусств (ЛГИТМиК) и РГАЛИ, коллекции РОСИЗО-ГЦСИ и ГМИИ им. А.С. Пушкина, фотографии из личного архива вдовы художника Марианны Кулаковой. Впервые показана оригинальная серия графики по пьесе Н.В. Гоголя «Женитьба», также ранние абстракции художника, хранящиеся в музее-квартире В.Н. Плучека.