XII Международный месяц фотографии в Москве «Фотобиеннале 2018»
Центральный выставочный зал «Манеж»
В рамках «Фотобиеннале 2018» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку «Каникулы в советских санаториях». Идея проекта, результатом которого стала книга, возникла у британской журналистки Мариам Омиди, пишущей для ведущих британских изданий о постсоветском пространстве, во время посещения одного из санаториев Таджикистана, работающего с советских времен.
Отдых в классическом советском санатории произвел на Мариам Омиди неизгладимое впечатление. Вернувшись из поездки, Омиди немедленно запустила на краудфайндинговой платформе Kickstarter кампанию по сбору средств на экспедицию по действующим советским санаториям и выпуск фотоальбома.
Марьям Омиди собрала интернациональную команду молодых талантливых фотографов и наметила маршрут экспедиции. Он включал 13 стран: Абхазия, Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Молдова, Россия, Таджикистан, Украина и Узбекистан. Омиди составила список, в который вошли самые известные советские санатории. Из него команда выбрала только действующие и максимально сохранившие свой первозданный архитектурный облик объекты. Посетив санатории, участники проекта обнаружили, что этим «динозаврам», пришедшим из другого мира, удалось освоиться в новом времени и даже органично вписаться в новую действительность, помимо вполне современных спа-процедур предлагая нечто гораздо более захватывающее - ностальгическое погружение в советскую утопию.
На выставке представлены работы выпускника Школы фотографии и мультимедиа имени Родченко Дмитрия Лукьянова, молодого московского фотографа Оли Ивановой, немецкого фотожурналиста Рене Фицека и польского фотографа, работающего в Лондоне в области документальной и рекламной фотографии Михала Соларски, а также Натальи Куприяновой.
В последнее время во всем мире наблюдается всплеск интереса к советской архитектуре. Проект «Каникулы в советских санаториях» - яркое тому подтверждение. Однако этот проект не только про архитектуру, но и рассказ о том, что происходит с человеком, оказавшимся внутри другой, «санаторной» реальности.
Посещение курортов во все времена было привилегией избранных. Советская власть, впервые в истории открыла курорты для всех. Самым ярким символом коммунистической утопии и квинтэссенцией заботы государства о человеке стали санатории. Каждый советский гражданин, который не покладая рук работал на благо родины во имя светлого будущего, мог получить награду. Ее воплощением была путевка в санаторий. Право на эту привилегию мог заслужить каждый: и рабочий, и крестьянин, и учитель, и ученый. Уже в 1920-х годах Советская власть переоборудует под санаторий для рабочих и крестьян Ливадийский дворец - бывшую резиденцию российских императоров.
С 1930-х годов советские санатории начинают возводиться на всем пространстве Советского Союза как культовые сооружения. Сталинские санатории, что в Сочи, что в Норильске, несут на себе отпечаток господствующего в это время стиля сталинского ампира. Особенно мощный всплеск строительства санаториев отмечается с конца 50-х – начала 60-х годов на фоне типовой жилищной застройки, которая также расцветает в эти годы. Проектирование санаториев и их интерьеров поручалось ведущим советским архитекторам и было отдушиной, позволявшей реализовать авторские проекты. Учитывая особую социальную значимость санаториев, внимание обращалось и на качество стройки, и на качество отделки интерьеров, что позволило многим из этих санаториев сохраниться и функционировать до сих пор. И на российском, и на постсоветском пространстве эти санатории дают возможность для увлекательного исследования стилей, которые более полувека спустя стали историей архитектуры и дизайна. Значительная часть проекта посвящена прежде всего этой теме. Не менее интересны и те фотографии, на которых присутствуют сотрудники санаториев или отдыхающие.
Любой санаторий всегда помещает человека в другую реальность, выключающую его из привычных социальных ролей и привычного распорядка жизни, подчиняя его режиму массажей, лечебных процедур, гимнастики, прогулок, строго фиксированных приемов пищи, жестко регламентированного расписания сна и бодрствования. Скинув привычные одежды и облачившись в санаторные халаты, подчиняясь требованиям медицинского и обслуживающего персонала, люди оказываются равны и одиноки. Пребывание в санатории заставляет прислушаться к собственному телу, тогда когда жесткий ритм повседневности требует от человека обратного.
Жизнь в санатории – отдельный социальный феномен, специфически проявляющий и одновременно нивелирующий человеческое «я». Эта тема исследовалась великими писателями, как например, Томас Манн («Волшебная гора»), великими кинематографистами, в том числе Андреем Тарковским («Ностальгия») или Паоло Соррентино («Молодость»). В проекте «Каникулы в советских санаториях» она нашла интересное фотографическое воплощение.