21 февраля в 17.00 Музей театрального и музыкального искусства торжественно откроет выставку к юбилею петербургского художника Марины Азизян. "Заговор "не таких"" - это эскизы к одноименному анимационному фильму, кинематографической фантазии на тему оперы "Нос" и других произведений Шостаковича. Режиссер А. Хржановский (студия "Шар") и художник Марина Азизян обратились к трагической истории русского авангардного театра начала XX века, которая по прошествии столетия становится лишь актуальней.
Для широкой публики выставка открыта 22 февраля - 22 мая 2018 г.
Идея фильма "Заговор "не таких"" возникла у Андрея Хржановского более 40 лет назад. От самого Дмитрия Шостаковича режиссер получил разрешение на создание художественно-анимационного фильма о сценической судьбе его оперы "Нос". Съемки по сценарию Юрия Арабова длятся уже три года. Это сложносочиненный фильм, где, по замыслу авторов, в единое целое сольются разные исторические эпохи. Среди героев фильма - Шостакович, Гоголь и персонажи оперы "Нос", Мейерхольд, Булгаков, Сталин, Ягода, Жданов и другие члены Политбюро. Решив создать коллаж из музыки, литературы и живописи, авторы пригласили к совместной работе художника Марину Азизян, и это, разумеется, не случайно.
Марина Азизян - ученица Николая Акимова - оформила множество театральных постановок и художественных фильмов. В течение 30 лет сотрудничала с киностудией "Ленфильм". Картины "Каин XVIII", "Старая, старая сказка", "Синяя птица", "Монолог", "Гость" вошли в золотой фонд российского кинематографа. Дважды награждена премией "Золотой софит" за сценографию спектаклей "Федра" и "Двенадцатая ночь" в Большом драматическом театре им. Г.А. Товстоногова. Азизян мастерски владеет разными техниками: живопись, рисунок, шитье, коллаж и др. Глубоко проникая в литературный и исторический материал, она рождает собственные фантазии, подчеркнуто личностные, интеллектуально наполненные.
Сотни эскизов для анимационного фильма "Заговор "не таких"" - то, чем художник живет сегодня. На выставке они представлены как самостоятельные произведения. В выставочном зале будет демонстрироваться фильм "Антиформалистический раёк" - сценическая кантата Дмитрия Шостаковича для четырех басов, чтеца, хора и фортепиано на текст самого композитора (1948, 1968). Феноменальный образец политической сатиры, ни разу не исполнявшийся при жизни Шостаковича, послужил отправной точкой для графических фантазий Марины Азизян на равных с текстами Гоголя.
Биографическая справка
Марина Цолаковна Азизян (28 февраля 1938 г., Ленинград) - известный российский деятель кино и театра, художник, член Союза кинематографистов СССР, обладатель золотой медали Российской Академии художеств, дважды лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга "Золотой Софит".
Марина Азизян родилась в семье художника и искусствоведа. Ее детство пришлось на тяжелые военные годы и частично прошло в блокадном Ленинграде. В 1959 году окончила театрально-постановочный факультет (класс профессора Николая Акимова) Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии им. А. Островского. Работала со своим учителем, выдающимся театральным режиссером и художником Николаем Акимовым в Ленинградском театре Комедии. Художница осуществила постановки более 25 фильмов, среди которых - "Монолог" (1974, режиссер И. Авербах), "Старая, старая сказка" (1969, режиссер Н. Кошеверова), "Гость" (1987, режиссер А. Кайдановский), "Драма из старинной жизни" (1971, режиссер И. Авербах), первый советско-американский фильм "Синяя птица" (1976, режиссер Джордж Кьюкор), "Сентиментальное возвращение на родину" (2009, режиссер А. Хржановский), и около 100 спектаклей, в том числе "Лебединое озеро" и "Богему" в Большом театре в Москве. Марина Азизян стала инициатором Рождественских выставок в Музее Анны Ахматовой и в течение 6 лет была их куратором, объединив художников и зрителей разных поколений.
С 1960 года является постоянным участником выставок в России и за рубежом. Работы представлены в различных музеях: Центральный государственный театральный музей им. А.А. Бахрушина (Москва), Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Государственная Третьяковская галерея (Москва), Государственный дом-музей П.И. Чайковского (Клин), Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки (Москва), Дом-музей И.А. Гончарова (Нижний Новгород), Государственный музей детских театров (Москва).
Персональные выставки Марины Азизян проходили в Эрмитаже, Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства, в Центральном государственном театральном музее им. А.А. Бахрушина, в Музее Анны Ахматовой, в Германии и Италии