9 февраля 2018 года в Зимнем дворце, в рамках Года Японии в России и Года России в Японии, открывается выставка «Куклы старой Японии».
Выставка организована Государственным Эрмитажем и Муниципальным музеем исторических документов города Саката, совместно с мэрией города Саката, Япония.
На выставке представлена пара старинных кукол, изображающих императора и императрицу, одетых в дорогие парчовые одежды. Куклы выполнены мастером Хара Сюгэцу третьим (1828–1880 (?)) - внуком Хара Сюгэцу первого (вторая половина XVIII века), основателя нового стиля в кукольном ремесле.
Выставка приурочена к празднику девочек, который ежегодно отмечают 3 марта (до перехода на григорианский календарь – в третий день третьего лунного месяца), поэтому одно из его названий – «Фестиваль третьего месяца».
Наиболее распространенное наименование фестиваля – «Праздник кукол» (Хина мацури). В семьях, где есть дочери, в этот день устанавливают подставку в виде лестницы, покрытой красной тканью, и расставляют на ней кукол, изображающих императора и императрицу, придворных аристократов, музыкантов, слуг в костюмах древней эпохи Хэйан (794–1185). Девочки приглашают гостей, любуются куклами, а затем убирают их до следующего года.
Обычай демонстрировать кукол, одетых в богатые костюмы, на специальном постаменте, относится к началу XVII века. Мода на подобные «выставки», очевидно, распространилась столь быстро и столь широко, что правительство сочло необходимым дважды издать указы, ограничивающие количество и стоимость кукол, допустимые для праздничного выставления.
При создании костюмов мастера династии Сюгэцу, чьи работы представлены в зале, стремились к достоверной передаче одеяний эпохи Хэйан. Императрица одета в двенадцатислойное кимоно, голова увенчана короной с фигурой птицы хоо. Император представлен в парадном одеянии сокутай. Такое сочетание старинной традиции, историзма и современной тенденции к правдоподобию объясняет выбор названия, которое мастер Сюгэцу первый дал своему стилю: кокин-бина («современные старинные куклы»).
Тонкость и тщательность работы, внимание к деталям, инкрустация глаз, декорирование тканей орнаментами, в уменьшенном размере повторяющими реальные, делали кукол кокин-бина предметом роскоши, доступным лишь аристократам и состоятельным торговцам.
По сторонам от кукол помещены касафуку – «зонтики удачи», или «зонтики счастья», украшенные тряпичными игрушками, символизирующими пожелание счастливой жизни. Такие зонтики были популярны в эпоху Эдо (1603–1868) и изначально считались сакральными объектами. Женщины, создававшие касафуку, прокладывали стежки и молились о здоровье детей, благополучии в семье, обильных урожаях и защите от стихийных бедствий. Изображение цветущей вишни выражало надежду на то, что девушка станет такой же привлекательной, как вишневый цвет. Сандалии дзори представляли пожелание «крепких ног», а перец чили был призван защитить дочерей от посягательств молодых людей (видимо, потому, что острый перец применяли для отпугивания насекомых-вредителей). В наши дни касафуку используются как украшения на празднике кукол, а также в качестве подарков на дни рождения детей, на бракосочетание и даже к открытию нового магазина, символизируя молитву о процветании.
Куратор выставки - Анна Васильевна Савельева, заведующая Сектором Дальнего Востока Отдела Востока Государственного Эрмитажа.