В подклете Дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском откроется выставка «В поисках Рая. Традиции и современность», которая познакомит посетителей с таинственным миром христианских символов, знаков, сюжетов. В наши дни многое ускользает от зрителей, остается ими не понятым, так как современное мировоззрение и мировосприятие наших предков сильно отличаются друг от друга. Наверное, каждому случалось ощущать себя растерянным, столкнувшись с необходимостью дешифровки закодированных христианских символов в различных видах искусства: будь то архитектурные элементы русского зодчества или предметы домашней утвари; национальный костюм или великолепное убранство церковного пространства. Часто в названии скрыт смысл, вложенный в произведение его автором, и который был вполне ясен его современникам, но для сегодняшнего поколения он остается «тайной за семью печатями». Что означают буквы в левом углу, почему в композиции изображена не рыба, а дельфин, какое растение мы видим в произведении, какую птицу, какое животное?
Выставка «В поисках Рая…» дает ответы на эти вопросы. Она предлагает посетителям познакомиться с некоторыми (далеко не всеми) «словами» из богатого языка христианских символов.
Один из древнейших видов изобразительной деятельности человека — орнамент. В далеком прошлом он был глубоко символическим и имел магический смысл. Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться как самостоятельная эстетическая ценность. Со временем древние языческие символы унаследовала христианская церковь. Путь их развития начинался от древних пиктограмм и был очень долгим и сложным.
Для многих поколений словосочетание «потерянный Рай» стало философско-поэтическим обобщением драматического опыта человека, стремящегося среди бедствий и катастроф к духовному просветлению.
Путешествие к Раю, независимо от того, достигает ли его человек или нет, так же как и путешествие к святым местам способно преображать человека или поменять его душевное состояние. В идее Рая смешиваются прошлое и будущее человека. Рай создается человеком, человеческой свободой, человеческим творчеством, человеческим усилием. Ибо Царство Божие, как сказал Христос, внутри нас. Это путь к достижению совершенства, красоты вокруг нас и цельности духа.
Представленные в залах предметы из собрания Московского государственного объединенного музея-заповедника помогают проследить, каким художественным языком человек пытался воспроизвести вокруг себя нечто схожее, с его точки зрения, с Небесным Раем – свой Земной Рай.
Стремление к высшей гармонии, Раю существует и в наше неспокойное время. Современное понимание этой эстетики в искусстве демонстрируют произведения замечательной, широко известной художницы Натальи Гурьевны Захаровой. Для художницы обретение Рая состоит в познании всего того, что скрывают традиционные символы, в осмыслении эстетического наследия русского декоративно-прикладного искусства. Приближение к райскому осенению состоит и в том, что современный человек, художник, видит глубоко символичные проявления в повседневной жизни.
Возрастная категория: 12+