11 июля 2017 года в Главном штабе открылась новая постоянная экспозиция Кабинета книги художника, где представлены шедевры иллюстрированной книги XX века из собрания Эрмитажа.
Кабинет книги художника был открыт в Эрмитаже в декабре 2015 года. За это время здесь прошло несколько временных выставок с участием книг из собрания известного петербургского коллекционера Марка Башмакова и фондов музея.
«Книга художника», или (если использовать более точный термин) livre d’artiste – особый тип издания, имеющий мало общего с массовой иллюстрированной книгой. Как правило, это книга, иллюстрированная оригинальными эстампами (литографиями, ксилографиями, гравюрами на металле), набранная вручную специально подобранным шрифтом, отпечатанная на высококачественной, также вручную изготовленной бумаге очень ограниченным (в среднем около 300 экземпляров) тиражом. Это раритетное, элитарное библиофильское издание. Но в первую очередь это работа художника – живописца, скульптора, графика – произведение, принадлежащее миру «большого искусства» и потому занимающее полноправное место в музейной экспозиции.
Основа эрмитажной коллекции livre d’artiste была заложена Лидией Делекторской, моделью и помощницей Матисса. В 1965 году она передала в Эрмитаж двенадцать книг с иллюстрациями мастера. За ними последовали другие подаренные ею книги, а также, во многом благодаря ее участию, дары Марка Шагала, Дины Верни, Эжена Териада, Адриана Маэга. Так к середине 1990-х годов в музее оказались все главные книги Матисса, по несколько изданий с иллюстрациями Шагала, Майоля, Анри Лоранса, отдельные работы Пабло Пикассо, Хуана Миро, Жоржа Брака.
В начале 2017 года Марк Башмаков передал в дар Эрмитажу двадцать книг из своего собрания – работы двадцати художников, от Пьера Боннара и Мориса Дени до Андрея Ланского и Александра Колдера. Этот дар, включающий классические, хрестоматийные образцы livre d’artiste, позволил заполнить многие лакуны эрмитажной коллекции. В итоге впервые появилась возможность создать постоянную экспозицию, в которой представлены все ведущие мастера livre d’artiste первой половины – середины XX века.
Сравнение экспонатов Кабинета с полотнами тех же мастеров в Галерее памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых заставляет задуматься о том, какую роль играет книга в творчестве того или иного мастера, как соотносится с другими его произведениями. С одной стороны, мы увидим множество книг, в которых художник продолжает говорить языком своей живописи: таковы работы Мориса Дени, Кеса Ван Донгена или Фернана Леже. Нередко бывает и наоборот – в книге раскрываются те возможности, которые не реализуются в картине или в скульптуре (один из ярчайших примеров – иллюстрации Аристида Майоля). Примечательны случаи, когда мастер возвращается к приемам, в живописи давно оставленным («Пантагрюэль» Андре Дерена), или, напротив, экспериментирует с новыми, еще не получившими развития методами («Джаз» Анри Матисса).
Выражение «постоянная экспозиция» не означает, что набор экспонатов всегда будет одним и тем же. Три–четыре раза в год листы каждой из книг будут сменяться другими, еще не выставлявшимися, а при входе в зал будет развернута новая «выставка одной книги», подробно показывающая одно из изданий. Таким образом, зрители, ранее сожалевшие о том, что не могут увидеть ту или иную книгу целиком, с течением времени получат такую возможность.
Куратор выставки - Михаил Витальевич Балан, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа