Юрий Иванович Попов - один из тех редких художников, кто постоянно держит руку на пульсе времени. Его творчество - это отражение событий окружающего нас мира.
Выставка "Пилигримы", открытая 25 декабря во Флигеле Художественной галереи Смоленского государственного музея-заповедника включает произведения, относящиеся к 60-м годам и к началу 3-го тысячелетия. И ранние, и сегодняшние работы объединяет пронзительное чувство ответственности за происходящее. Будучи еще молодым художником, Юрий Попов нашел в себе мужество противопоставить советской идеологической догме современные в то время формы искусства, выразить свое отношение к действительности. Давящее всевластие административного аппарата символизирует громоздкая туша машины в картине "Завтра праздник" (1962). Картина "Утро на макаронной фабрике" (1966) полна недоумения верующего человека к факту кощунственного превращения великолепного некогда Смоленского Троицкого монастыря в производственное заведение.
Христианское миропонимание не оставляло художника. Все эти долгие годы он искал лишь новые формы "самовыражения". "Спасательный круг" (2001) звучит призывом к людям вернуться на "круги своя", обратившись к церкви, а через нее к Богу. Идея выставки в том, что человек приходит в мир и уходит из него, являясь странником, пилигримом. Важно, что он оставит после себя. Можно оставить могучие пирамиды, храмы, статуи колоссов. А можно превратить все это в груду развалин ("Взорванный мир", 2001) и надругаться над святынями. Все зависит от нравственного состояния человека. Преступное равнодушие не знает границ, пределов, и этим оно страшно. Юрий Попов пришел в этот мир не равнодушным прохожим, но человеком, чья душа переживает за каждый акт беззаконности, надругательства, совершаемых сильными мира сего по отношению к тем, кто особенно нуждается в защите. А это мы, наши дети, наша природа, наше национальное достояние - культура.