МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА
МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "МАНЕЖ"
представляют выставку "Дмитрий Старшинов «Большой. Новое время»" в рамках X международной биеннале "Мода и стиль в фотографии 2017"
Танец - один из самых фотогеничных видов искусств. Яркие, талантливые, пластичные, невероятно красивые артисты балета вдохновляли и вдохновляют величайших фотографов на создание серий, почти мгновенно становящихся классикой мировой фотографии. За свою 20-летнюю историю МАММ неоднократно показывал выставки, посвященные балету, которые всегда пользовались неизменным успехом у зрителей: "Большой балет" Георгия Петрусова, "Тело и вдохновение" Дитера Блюма, "Диана Вишнёва в объективе Патрика Демаршелье", проект "Dance in Vogue", в который вошли работы Джорджа Хойнингена-Хьюена, Сесила Битона, Сильви Гиллем и др., выставка Владимира Фридкеса, посвященная звезде Большого - Светлане Захаровой.
Во все времена русский балет был в авангарде балетного искусства. Без постановок Мариуса Петипа, хореографии Джорджа Баланчина, "Русских сезонов" Сергея Дягилева просто невозможно представить себе искусство XX века. Большой театр, в свою очередь, для всего мира всегда оставался символом России, площадкой, на которой разворачивались самые значимые, интересные, обсуждаемые события в сфере классического искусства.
Концепцией фестиваля "Мода и стиль в фотографии", который традиционно знакомит зрителей с шедеврами мировой фотографии и с творчеством молодых российских и зарубежных фотографов, является исследование понятия стиля и его эволюции. В этом году заглавная тема биеннале - "Ветер времени". Проект артиста балета Большого театра Дмитрия Старшинова, в течение года снимавшего закулисную жизнь и репетиционный процесс, как нельзя более соответствует центральной теме и общей концепции биеннале. Выставка не только показывает, что происходит за сценой Большого. Она позволяет увидеть, как театр, чья балетная труппа известна во всем в мире, прежде всего, благодаря классическому репертуару, постоянно расширяет свой стилистический диапазон, приглашая к сотрудничеству современных хореографов, композиторов и режиссеров.
В экспозицию включены съемки классических балетов, однако акцент сделан на современных балетных постановках театра, говорящих со зрителем на другом визуальном и пластическом языке. Среди них - спектакли, поставленные в последние годы специально по заказу Большого театра. Это, прежде всего, "Герой нашего времени" молодого композитора Ильи Демуцкого. Он был поставлен хореографом Юрием Посоховым и режиссером Кириллом Серебренниковым и удостоен премии "Золотая маска" как лучший балетный спектакль 2016 года.
Другим спектаклем, мировая премьера которого состоялась именно в Большом, стал балет "Укрощение строптивой", поставленный на музыку Шостаковича выдающимся современным хореографом Жаном-Кристофом Майо и тоже удостоенный "Золотой маски" как лучший балетный спектакль (2015). Фотографии, вошедшие в выставку, были сделаны во время триумфальных гастролей Большого театра в Королевской опере Ковент Гарден (Лондон) в июле - августе 2016 года.
Наследие Шостаковича стало источником вдохновения еще для одной премьеры Большого последних лет - спектакля "Гамлет" в постановке Раду Поклитару, Деклана Доннеллана и Ника Ормерода.
Еще один раздел экспозиции посвящен двум спектаклям, которые стали плодом сотрудничества Большого театра с Алексеем Ратманским, являющимся сегодня одним из самых востребованных хореографов в мире: это "Светлый ручей" ("Золотая маска" за лучшую работу хореографа, 2004; премия британских критиков, 2006) и "Русские сезоны" современного композитора Леонида Десятникова, с которым Большой театр осуществил целый ряд постановок ("Русские сезоны" удостоены "Золотой маски" в номинации "Лучший спектакль в балете", 2010).
Наконец, отдельное место на выставке занимает балет "Ундина" немецкого композитора Ханса Вернера Хенце, поставленный Вячеславом Самодуровым. Сценография спектакля была выполнена в подчеркнуто минималистском стиле известным британским театральным художником Энтони Макилуэйном.
Первая персональная выставка Дмитрия Старшинова открывает для зрителей другой, "непарадный" Большой. Вместе с фотографом мы сможем понаблюдать за рабочим процессом, напряженными репетициями, моментами отдыха и наивысшего сосредоточения артистов перед выходом на сцену - всем тем, что обычно скрыто от посторонних глаз. И все это необходимо увидеть для того, чтобы попытаться понять, как на сцене Большого рождаются великолепные спектакли, которыми заслуженно восторгается весь мир.