НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Предчувствие грядущего. Графика Василия Чекрыгина

c 15 марта по 4 июняМосква
Василий Чекрыгин. Автопортрет. 1918. Бумага, графитный карандаш. 21,4 х 19. Третьяковская галерея
Василий Чекрыгин. Женская фигура по пояс. Деталь к композиции ''Восстание''. 1920. Бумага, пресс. уголь. 42,8 х 38. Третьяковская галерея
Василий Чекрыгин. Весна. Начало 1920-х. Бумага, пресс. уголь. 34,4 х 27. Третьяковская галерея
Василий Чекрыгин. Эскиз фрески ''Воскрешение''. Начало 1920-х. Бумага, прессованный уголь. 48,8 х 38,3. Третьяковская галерея
В рамках проекта "Третьяковская галерея открывает свои запасники"

15 марта — 4 июня

Крымский Вал, 10, залы 21–22

Третьяковская галерея открывает выставку графики Василия Николаевича Чекрыгина (1897–1922), являющегося одной из самых ярких и драматических фигур в искусстве XX века. Художник-новатор и теоретик искусства, он был лидером и идейным вдохновителем легендарного объединения "Искусство-жизнь" ("Маковец").

Жизнь Чекрыгина трагически оборвалась в 25 лет, когда художник был на пике творческой активности, но он успел заявить о себе как о блестящем рисовальщике, живописце, глубоко размышляющем о человеке, жизни и смерти, о природе искусства.

С ранних лет художник мечтал о создании фрески и в последние годы пытался реализовать свои монументальные замыслы, но они так и остались неосуществленными. В преддверии 120-летия со дня рождения художника Третьяковская галерея представляет рисунки мастера из серий "Восстание", "Расстрел", "Лица", "Оргии", а также уникальные листы на тему "Воскрешение мертвых", многие из которых демонстрируются впервые.

Третьяковская галерея хранит одну из лучших музейных коллекций графики В.Н.Чекрыгина, насчитывающую более 450 листов. В нее вошли 30 первоклассных рисунков, поступивших в 1923 году от вдовы художника В.В. Котовой-Бернштам, а также листы из коллекций Г.К.Костаки, А.А.Сидорова и семьи художника. В экспозицию вошло около 70-ти лучших работ, большая часть которых демонстрируется впервые.

Первоначальное художественное обучение Чекрыгин прошел в иконописной школе при Киево-Печерской лавре, а в 13 лет уже был зачислен в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его талант был высоко оценен, и он был освобожден от платы за обучение. В МУЖВЗ Чекрыгин познакомился и подружился с Л.Жегиным (сыном знаменитого архитектора Ф. Шехтеля), общался с Д.Бурлюком и В.Маяковским. Вместе с Жегиным Чекрыгин иллюстрировал первую книгу В.Маяковского "Я", которая также будет представлена на выставке. М. Ларионов, с которым Чекрыгин тоже встретился в Училище, пригласил его к участию в выставке "№4" (1913 год), где Чекрыгин представил серию кубистических и абстрактных работ. Часть из них имела названия, не характерные для произведений авангарда: "Души", "Претворение плоти в дух". В 1915 году Чекрыгин ушел добровольцем на фронт. Вернувшись в 1917 году в Москву, он активно включился в художественную жизнь. Чекрыгин искал альтернативу авангардизму на основе классического искусства и религиозной философии.

Представленная на выставке графика Чекрыгина конца 1910-х — начала 1920-х годов стала вершиной творчества мастера. Переломное в русской истории время войн и революций повлияло на мировосприятие художника, а ощущение сопричастности историческим событиям отразилось в его творчестве. В последние три года жизни мастер был погружен в работу над эскизами композиций к задуманным им фрескам "Бытие" и "Воскрешение мертвых". За короткий срок им было создано около 1 500 рисунков. Однако в послереволюционное время этот проект был обречен на неудачу. Между тем в эскизах многофигурных композиций и в отдельных фрагментах к ним прослеживается некое единое образное решение. Собранные вместе в экспозиционном пространстве рисунки дают представление о значительном масштабе замысла художника.

"Бытие". Первые проекты фрески относятся к 1920 году, когда В.Н.Чекрыгин исполнил серии рисунков на исторические, современные и мифологические сюжеты. Важное место в экспозиции занимают монументальные графические листы на тему "Восстание", "Расстрел" и "Лица", свидетельствующие о трагическом восприятии художником событий революционных и послереволюционной лет. Общую "бытийную" картину образов дополняют рисунки со сценами из жизни богемы и буржуазии, портретные зарисовки, листы из серий "Оргии" и "Сумасшедшие" — сложные многофигурные композиции, построенные на контрастах светотени. Все персонажи существуют в непрерывном развитии, исчезают и проявляются в мелькании светлых и темных пятен.

"Воскрешение мертвых". В конце 1921 года В.Н.Чекрыгин увлекся учением религиозного мыслителя, одного из родоначальников русского космизма Н.Ф.Федорова "Философия общего дела". Мысли философа о бессмертии личности потрясли художника. Федорову Чекрыгин посвятил рукопись "О соборе воскресшего музея". Художник начал работать над воплощением своего нового замысла — созданием монументальной фрески о всеобщем воскрешении и космическом будущем человечества. Образно воплощая мысль философа о воскрешении всех когда-либо живших на земле людей, а не только праведников, художник изображает фигуры в бурном движении либо величественно "восстающими", либо еще только "освобождающимися" из плена смерти. Виртуозно используя выразительный язык графики: линию, пятно, контраст света и тени В.Н.Чекрыгин передает таинственную атмосферу воскрешения, высвечивая поднимающиеся из темноты небытия фигуры людей ("Композиция с фонариками"). В своих лучших листах Чекрыгин, пытаясь создать "очищенный образ просветленной плоти", добивается почти полного исчезновения фигур ("Композиция с ангелом"). Рисунки, исполненные прессованным углем и графитным карандашом, свидетельствуют о редком даре художника, о совершенстве его пластического мастерства.

Первая выставка произведений Чекрыгина в Третьяковской галерее дает редкую возможность публике ознакомиться с наследием художника-философа и провидца, стремившегося осуществить уникальный для ХХ века духовный и художественный проект.

www.museum.ru/N65535
Ваше мнение »»

»»Новая Третьяковка
Адрес:город Москва, Крымский Вал, 10
Проезд:Ст. м. "Октябрьская", "Парк культуры", наземный транспорт до ост. "Центральный парк культуры и отдыха"
Телефоны:8 (499) 238-1378, 238-2054, (495) 953-5223
сайт:www.tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 23.09.2017  x    ?  


Фестиваль науки в Дарвиновском музее

Выставка «Маяковский “haute couture“: искусство одеваться»

Мстислав Ростропович: штрихи к портрету

Выставка «Белые мелодии» в музее-квартире И.И. Бродского

Главархив Москвы: обнаружена неизвестная ранее пьеса Шостаковича

Андрей Головнёв: «Старая Кунсткамера и новейший Музей антропологии и этнографии вполне гармоничны!»

Игорь Баскин и "D-sound project" на выставке "Мечты о мировом расцвете"

Персональная выставка Вика "Скрывшись от Луны" в Пенатах

Торжественно-траурная церемония в честь подвига Стрельнинского десанта

Международный день пожилых людей в Музее "Тульский кремль"

«Сверкая блеском стали» – выставка формы одежды бронетанковых войск

«Поезд победы – эхо событий»

Первые танки России

Скульптор Андреев. «Кем вы были до 1917 года?»

Выставка в Российской национальной библиотеке "Дольше вита. Активное долголетие"

Ленинградская литография. Место встречи

Никас Сафронов. Избранное. Открытие выставки в Казани

Вернисаж выставки произведений Надин Моннин

Военно-исторический фестиваль «Москва за нами. 1941 год»

Выставка «Живопись» Михаила Шанькова (г. Москва) в культурном центре «Дом Озерова»

Выставка «Мир подмосковной усадьбы» в Таганрогском художественном музее

Игорь Александров. Титан белый, Марс черный. Живопись

Выставка «Явление героев» в Музее М. Булгакова

Международный выставочный проект "Terra Tabula"/ Письмена на Земле

Выставка «Playtronica. Трогай! Звучит!» в Галерее на Солянке

Товарищество передвижных художественных выставок. XXI век в Мирском замке, Беларусь

Выставка "Вацлав Гавел. Жизнь и творчество в фотографии"

Виктор Пивоваров. Иллюстрация и галлюцинация. По произведениям Ф. Достоевского и Ш. Бодлера

Модернизм без манифеста. Часть 1. Собрание Романа Бабичева

Выставка "Елизавета Григорьевна Мамонтова. 170 лет со дня рождения"


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2017 Museum.ru