НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Предчувствие грядущего. Графика Василия Чекрыгина

c 15 марта по 4 июняМосква
Василий Чекрыгин. Автопортрет. 1918. Бумага, графитный карандаш. 21,4 х 19. Третьяковская галерея
Василий Чекрыгин. Женская фигура по пояс. Деталь к композиции ''Восстание''. 1920. Бумага, пресс. уголь. 42,8 х 38. Третьяковская галерея
Василий Чекрыгин. Весна. Начало 1920-х. Бумага, пресс. уголь. 34,4 х 27. Третьяковская галерея
Василий Чекрыгин. Эскиз фрески ''Воскрешение''. Начало 1920-х. Бумага, прессованный уголь. 48,8 х 38,3. Третьяковская галерея
В рамках проекта "Третьяковская галерея открывает свои запасники"

15 марта — 4 июня

Крымский Вал, 10, залы 21–22

Третьяковская галерея открывает выставку графики Василия Николаевича Чекрыгина (1897–1922), являющегося одной из самых ярких и драматических фигур в искусстве XX века. Художник-новатор и теоретик искусства, он был лидером и идейным вдохновителем легендарного объединения "Искусство-жизнь" ("Маковец").

Жизнь Чекрыгина трагически оборвалась в 25 лет, когда художник был на пике творческой активности, но он успел заявить о себе как о блестящем рисовальщике, живописце, глубоко размышляющем о человеке, жизни и смерти, о природе искусства.

С ранних лет художник мечтал о создании фрески и в последние годы пытался реализовать свои монументальные замыслы, но они так и остались неосуществленными. В преддверии 120-летия со дня рождения художника Третьяковская галерея представляет рисунки мастера из серий "Восстание", "Расстрел", "Лица", "Оргии", а также уникальные листы на тему "Воскрешение мертвых", многие из которых демонстрируются впервые.

Третьяковская галерея хранит одну из лучших музейных коллекций графики В.Н.Чекрыгина, насчитывающую более 450 листов. В нее вошли 30 первоклассных рисунков, поступивших в 1923 году от вдовы художника В.В. Котовой-Бернштам, а также листы из коллекций Г.К.Костаки, А.А.Сидорова и семьи художника. В экспозицию вошло около 70-ти лучших работ, большая часть которых демонстрируется впервые.

Первоначальное художественное обучение Чекрыгин прошел в иконописной школе при Киево-Печерской лавре, а в 13 лет уже был зачислен в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его талант был высоко оценен, и он был освобожден от платы за обучение. В МУЖВЗ Чекрыгин познакомился и подружился с Л.Жегиным (сыном знаменитого архитектора Ф. Шехтеля), общался с Д.Бурлюком и В.Маяковским. Вместе с Жегиным Чекрыгин иллюстрировал первую книгу В.Маяковского "Я", которая также будет представлена на выставке. М. Ларионов, с которым Чекрыгин тоже встретился в Училище, пригласил его к участию в выставке "№4" (1913 год), где Чекрыгин представил серию кубистических и абстрактных работ. Часть из них имела названия, не характерные для произведений авангарда: "Души", "Претворение плоти в дух". В 1915 году Чекрыгин ушел добровольцем на фронт. Вернувшись в 1917 году в Москву, он активно включился в художественную жизнь. Чекрыгин искал альтернативу авангардизму на основе классического искусства и религиозной философии.

Представленная на выставке графика Чекрыгина конца 1910-х — начала 1920-х годов стала вершиной творчества мастера. Переломное в русской истории время войн и революций повлияло на мировосприятие художника, а ощущение сопричастности историческим событиям отразилось в его творчестве. В последние три года жизни мастер был погружен в работу над эскизами композиций к задуманным им фрескам "Бытие" и "Воскрешение мертвых". За короткий срок им было создано около 1 500 рисунков. Однако в послереволюционное время этот проект был обречен на неудачу. Между тем в эскизах многофигурных композиций и в отдельных фрагментах к ним прослеживается некое единое образное решение. Собранные вместе в экспозиционном пространстве рисунки дают представление о значительном масштабе замысла художника.

"Бытие". Первые проекты фрески относятся к 1920 году, когда В.Н.Чекрыгин исполнил серии рисунков на исторические, современные и мифологические сюжеты. Важное место в экспозиции занимают монументальные графические листы на тему "Восстание", "Расстрел" и "Лица", свидетельствующие о трагическом восприятии художником событий революционных и послереволюционной лет. Общую "бытийную" картину образов дополняют рисунки со сценами из жизни богемы и буржуазии, портретные зарисовки, листы из серий "Оргии" и "Сумасшедшие" — сложные многофигурные композиции, построенные на контрастах светотени. Все персонажи существуют в непрерывном развитии, исчезают и проявляются в мелькании светлых и темных пятен.

"Воскрешение мертвых". В конце 1921 года В.Н.Чекрыгин увлекся учением религиозного мыслителя, одного из родоначальников русского космизма Н.Ф.Федорова "Философия общего дела". Мысли философа о бессмертии личности потрясли художника. Федорову Чекрыгин посвятил рукопись "О соборе воскресшего музея". Художник начал работать над воплощением своего нового замысла — созданием монументальной фрески о всеобщем воскрешении и космическом будущем человечества. Образно воплощая мысль философа о воскрешении всех когда-либо живших на земле людей, а не только праведников, художник изображает фигуры в бурном движении либо величественно "восстающими", либо еще только "освобождающимися" из плена смерти. Виртуозно используя выразительный язык графики: линию, пятно, контраст света и тени В.Н.Чекрыгин передает таинственную атмосферу воскрешения, высвечивая поднимающиеся из темноты небытия фигуры людей ("Композиция с фонариками"). В своих лучших листах Чекрыгин, пытаясь создать "очищенный образ просветленной плоти", добивается почти полного исчезновения фигур ("Композиция с ангелом"). Рисунки, исполненные прессованным углем и графитным карандашом, свидетельствуют о редком даре художника, о совершенстве его пластического мастерства.

Первая выставка произведений Чекрыгина в Третьяковской галерее дает редкую возможность публике ознакомиться с наследием художника-философа и провидца, стремившегося осуществить уникальный для ХХ века духовный и художественный проект.

www.museum.ru/N65535
Ваше мнение »»

»»Новая Третьяковка
Адрес:город Москва, Крымский Вал, 10
Проезд:Ст. м. "Октябрьская", "Парк культуры", наземный транспорт до ост. "Центральный парк культуры и отдыха"
Телефоны:8 (499) 238-1378, 238-2054, (495) 953-5223
сайт:www.tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 25.07.2017  x    ?  


Выставка "Бедная Нелли" в Иркутском музее декабристов

«Краски Коринфа». Дмитрий Пахомов. Живопись. Фотография

«Все быть должно некстати». Олеся Гонсеровская. Графика. Роспись по ткани

Выставка "Флора и фауна" в Русском музее фотографии

К 140-летию премьеры "Лебединого озера". Судьба балета на главных сценах Москвы и Петербурга

Выставка «Сила жизни. К 95-летию Бориса Михайловича Неменского» в Палатах г. Владимира

Хранитель Лебéдии

Выставка «Стекло Владимира Корнеева. К 90-летию художника» в Музее хрусталя им. Мальцовых

День рождения Н.Г.Чернышевского, музей-усадьба Н.Г.Чернышевского, г.Саратов

Выставка "Что делать?" – театральный роман" в музее Н.Г.Чернышевского, г. Саратов

Яхта «Штандарт» и семья последнего российского императора

Сергей Дождь. Сайарсизм

Художественное поведение как радикальная стратегия. Памяти Д.А. Пригова

Черное и белое. Выставка Олега Яхнина

Путники. Выставка Петра Конникова

Янтарный подарок ювелиров

Абрамцевский пленэр 2017

Эрмитажная энциклопедия текстиля. Реставрация

Выставка «Жениться, что заново родиться». Свадебная обрядность Карелии

"Каталог с выражением дружбы" (Китайский след в Ивановской истории)

Поэтический вечер «Флор Известный читает свои избранные стихи»

Выставка "Режиссёр Алексей Левинский. Мои рисунки" в Театральной галерее на Малой Ордынке

Что видится "Бедной уборщице" Дмитрия Пригова? Дар Московскому музею современного искусства

Выставка «Коломна сквозь года»

«Три фестиваля». Выставочный проект, посвященный Всемирному фестивалю молодежи и студентов

Сергей Кузнецов. Личный контакт / Архитектурная графика

Владимир Богданов. Ретроспектива. В рамках программы "Классики российской фотографии"

"Аллегорическая абстракция" Артели "Царь Горы"

Выставка корейской бумажной пластики "Когда бумага оживает"

Москва.. Иллюминации. 1896-2003


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2017 Museum.ru