В постоянной экспозиции Третьяковской галереи на Крымском Валу открывается камерная выставка, которая знакомит зрителей с редко экспонируемыми произведениями из коллекции скульптуры ХХ века. Проект "Мужики и бабы", посвященный образам крестьян в скульптуре 1920–1950-х годов, представляет работы лучших мастеров советской пластики — Е.Ф.Белашовой, В.Н.Домогацкого, Б.Д.Королева, В.И.Мухиной, Б.Ю.Сандомирской, С.М.Чуракова, И.Д.Шадра.
Выставка дает возможность понять, каким предстает крестьянин в пластике ХХ века. До сих пор эта тема не была предметом специального рассмотрения, хотя ещё в начале прошлого столетия Россия оставалась аграрной страной, а художники со времен передвижников проявляли постоянный интерес к крестьянской теме. Экспозиция включает портреты, характерные типажи, сцены работы в поле, изображения отдыхающих крестьянок.
Многие из представленных произведений уже в годы создания стали заметным явлением выставочной жизни, активно обсуждались критиками, а теперь составляют фонд шедевров советского искусства. Так, "Крестьянка" В.И.Мухиной, созданная по государственному заказу к выставке "10 лет Октября", была отправлена на Венецианскую биеннале 1928 года и имела там невероятный успех. На выставках Общества русских скульпторов, объединения, собравшего лучших мастеров эпохи рубежа 1920–1930-х годов, экспонировались "Молодайка" М.Д.Рындзюнской, "Рязанский мужик" и "Рязанская баба" Б.Ю.Сандомирской.
В экспозиции можно выделить несколько тематических пластов. Ряд образов ассоциируется с представлением о крестьянстве как носителе народной мудрости, как хранителе опыта, накопленного предшествующими поколениями. Вместе с тем иногда в них читаются черты консерватизма и патриархальности, отличающие крестьянина как особый социальный тип, ритм жизни которого подчинен природному циклу. Другие скульптуры имеют портретный характер, но при этом образы несут в себе некие архетипические черты, отражающие особенности мироощущения русского крестьянина, — это "Федот Нечесаный. Крестьянин из Ясной поляны" Б.Д.Королева, "Старик" Е.Ф.Белашовой.
Еще один тематический блок связан с показом труда на земле. "Сеятель" И.Д.Шадра, разбрасывающий семена из короба, воплощает сложившуюся в веках традицию. Напротив, "Комбайнерка" А.В.Бабичева отражает произошедшие в жизни деревни изменения.
"Бабушка деревенская" С.М.Чуракова — образ, благодаря которому послевоенным поколениям становится понятна судьба деревни в годы войны. Жизнеутверждающие образы, включающие темы крестьянского отдыха, веселья и танца, представлены произведениями, относящимися к более благополучному периоду послевоенных лет ("Русский танец" З.В.Баженовой, "Шурка" Е.Ф.Белашовой, "Колхозница Дуняша" Б.Ю.Сандомирской).
Выставка предоставляет возможность сопоставить работы разных мастеров на одну тему — жизнь крестьянства 1920–1950-х годов, когда знаковые и менее известные произведения, поддерживая друг друга, усиливают и оттеняют звучание образов, в которых есть и монументальная торжественность, и трагизм, и лирика.