14 февраля 2017 года, в день чтений, посвященных памяти академика Б.Б. Пиотровского, в Государственном Эрмитаже после длительного перерыва открылась обновленная постоянная экспозиция "Искусство исламского Ближнего Востока. Мамлюкский султанат".
В трех залах на третьем этаже Зимнего дворца (№ 385 - 387) представлены памятники искусства и культуры стран Ближнего Востока XIII-XV веков: Мамлюкского султаната, государства, образовавшегося в середине XIII века на обширной территории Египта, Сирии, а также части аравийского полуострова со священными городами Меккой и Мединой, и Гранадского эмирата – последнего мусульманского государства на юге Пиренейского полуострова.
Открыл выставку Михаил Борисович Пиотровский, Генеральный директор Государственного Эрмитажа.
«Это эрмитажный стиль показа восточного искусства, - отметил Михаил Борисович, - Замечательные вещи – это результат собирательских трудов Эрмитажа в течение многих лет. За этой выставкой следует «черновик» грандиозной экспозиции, которая будет идти дальше – иранская коллекция и Османская, турецкая, часть. Постоянная экспозиция Отдела Востока - пример того, как мы начинаем осваивать в эрмитажной манере третий этаж Зимнего дворца. Многие залы третьего этажа освободились, благодаря тому, что мы создали экспозицию в Главном штабе, и теперь экспозиция Зимнего дворца постепенно приобретает новую форму».
С 1250 по 1517 годы Мамлюкский султанат играл ведущую роль в политической, экономической и культурной жизни Ближнего Востока.
Мамлюками (от араб. «мамлюк» - принадлежащий [кому-либо], раб) называли рабов султанов и эмиров, которые обучались военному делу и становились личной гвардией. Традиция использования невольников в качестве профессиональных военных, офицеров существовала во многих мусульманских странах на протяжении веков (многие из них впоследствии добивались высших постов не только в армии, но и на административных должностях, и нередко устраивали дворцовые перевороты).
Власть в Мамлюкском султанате переходила по праву силы, несмотря на многочисленные попытки правителей передать её своим наследникам. Различаются два периода и две условные династии мамлюков: Бахри – в основном тюрки из южнорусских степей (1250-1382, 1389-1390); и Бурджи – черкесы с Кавказа (1382-1389, 1390-1517). Название Бахри происходит от корпуса Бахрийа на Ниле (от араб. «бахр» – река), а Бурджи от корпуса, располагавшегося в башне Цитадели Каира (от араб. «бурдж» – башня).
Наивысший расцвет искусства и культуры приходится на время правления султана Мухаммада ибн Калауна. В это время (1293-1341) строятся многочисленные мечети, медресе, создаются искусно украшенные рукописи, предметы утвари, на которых иногда указывалось имя заказчика, и размещался его «герб». Именно к периоду правления этого мамлюкского султана относятся имеющиеся в коллекции Эрмитажа лучшие произведения прикладного искусства, выполненные из бронзы и богато украшенные инкрустацией серебром и золотом. Не меньшую ценность представляют выставленные на обновленной экспозиции льняные и шелковые ткани, лампы с позолотой и росписью цветными эмалями, украшавшие интерьеры мечетей и медресе, общественных зданий и частных домов, наборные деревянные панели со вставками из слоновой кости.
С конца XIV века прикладное искусство постепенно приходит в упадок, вместо бронзы всё чаще используют луженую медь, предметы из которой тоже есть в коллекции музея. Повторный расцвет происходит во второй половине XV века, при султане Каитбае (1468-1496). Но в 1516 году начинается война между мамлюками и Османской империей под руководством Селима I (1514-1520), которая заканчивается казнью последнего мамлюкского султана Туман-бая II и включением Сирии, Египта и Хиджаза в состав государства Османов.
Предметы из коллекции музея демонстрируют и то особое значение, которое придавалось изображениям различных эмблем и знаков эмиров и султанов на вещах. Зачатки геральдики появились еще при Айюбидах, ранние Мамлюкские султаны использовали символы власти, принятые у Сельджуков Рума, в Византии и у крестоносцев, например, такие как лев (барс), орел, лилия или полумесяц. Помимо султанов знаки использовали только эмиры. В основе знаков лежат символы церемониальных ведомств, в которых они служили. Самые распространенные: чаша (виночерпий); сабля или кинжал (оруженосец), пенал (секретарь), платок (хранитель дворцового гардероба), клюшки (мастер игры в поло). При султанах Бурджи знаки усложняются, когда в их состав входят несколько элементов, основными из которых являются: чаша, платок, пенал, пороховницы.
В начале XIV века появились эпиграфические картуши: круглые щиты, разделенные на три поля, где первоначально в центральном, а позднее во всех трех располагалась надпись восхваляющая султана.
Поскольку мамлюкская геральдика так и не пришла к той развитой системе кодификации и наследственности, как в Европе, форма щита, его цвет и цвет элементов хоть и различались, но скорее были обусловлены вкусом заказчика, нежели строгой необходимостью следовать канонам. Вся гамма цветов, используемых в мамлюкской геральдике, проявляется лучше всего в изделиях из стекла с эмалями и архитектуре. В остальных случаях – цвет знака в большей степени подчинен самому материалу (в бронзовых изделиях в основном, это серебро, изредка золото).
Мамлюкский султанат поддерживал активные торговые контакты с другими государствами и Востока, и Запада. Последним мусульманским государством на территории Испании остался Гранадский эмират (1238-1492), во главе которого стояла династия Насридов (1232-1492). Ее основателем был Мухаммад ибн ал-Ахмар, возводивший свою родословную к одному из сподвижников Пророка Мухаммада. В 1232 году Мухаммад ибн ал-Ахмар начал восстание против правителя Мурсии Ибн Худа и захватил Архону, а в 1238 году Гранаду, куда перенес столицу своего государства. В том же году началось переустройство цитадели и строительство резиденции-дворца Альгамбры (от араб. «ал-Хамра» – красная). Строительство Альгамбры продолжили его наследники, и постепенно образовался целый комплекс из дворцов, внутренних дворов с фонтанами и прудами, садами и мечетями.
К появлению выдающегося памятника мусульманской архитектуры привели усилия мастеров-мусульман, прибывших ко двору Насридов из захваченных христианами земель. Для украшения Альгамбры использовался резной камень, дерево, изразцы. К сожалению, из некогда существовавших семи дворцов сохранились лишь два (Комарес и дворец Львов). На экспозиции представлены резные мраморные капители и деревянные консоли, происходящие из одного из дворцов Насридов.
Кураторы – Анастасия Николаевна Теплякова, научный сотрудник Сектора Средней Азии и Кавказа Отдела Востока; и Дмитрий Владимирович Садофеев, младший научный сотрудник Сектора Византии и Ближнего Востока Отдела Востока