НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Открытие обновленной экспозиции "Искусство исламского Ближнего Востока. Мамлюкский султанат"

14 февраляСанкт-Петербург
Открытие обновленной экспозиции ''Искусство исламского Ближнего Востока. Мамлюкский султанат'' в Эрмитаже
Открытие обновленной экспозиции ''Искусство исламского Ближнего Востока. Мамлюкский султанат'' в Эрмитаже
Открытие обновленной экспозиции ''Искусство исламского Ближнего Востока. Мамлюкский султанат'' в Эрмитаже
Открытие обновленной экспозиции ''Искусство исламского Ближнего Востока. Мамлюкский султанат'' в Эрмитаже
Открытие обновленной экспозиции ''Искусство исламского Ближнего Востока. Мамлюкский султанат'' в Эрмитаже
14 февраля 2017 года, в день чтений, посвященных памяти академика Б.Б. Пиотровского, в Государственном Эрмитаже после длительного перерыва открылась обновленная постоянная экспозиция "Искусство исламского Ближнего Востока. Мамлюкский султанат".

В трех залах на третьем этаже Зимнего дворца (№ 385 - 387) представлены памятники искусства и культуры стран Ближнего Востока XIII-XV веков: Мамлюкского султаната, государства, образовавшегося в середине XIII века на обширной территории Египта, Сирии, а также части аравийского полуострова со священными городами Меккой и Мединой, и Гранадского эмирата – последнего мусульманского государства на юге Пиренейского полуострова.

Открыл выставку Михаил Борисович Пиотровский, Генеральный директор Государственного Эрмитажа.

«Это эрмитажный стиль показа восточного искусства, - отметил Михаил Борисович, - Замечательные вещи – это результат собирательских трудов Эрмитажа в течение многих лет. За этой выставкой следует «черновик» грандиозной экспозиции, которая будет идти дальше – иранская коллекция и Османская, турецкая, часть. Постоянная экспозиция Отдела Востока - пример того, как мы начинаем осваивать в эрмитажной манере третий этаж Зимнего дворца. Многие залы третьего этажа освободились, благодаря тому, что мы создали экспозицию в Главном штабе, и теперь экспозиция Зимнего дворца постепенно приобретает новую форму».

С 1250 по 1517 годы Мамлюкский султанат играл ведущую роль в политической, экономической и культурной жизни Ближнего Востока.

Мамлюками (от араб. «мамлюк» - принадлежащий [кому-либо], раб) называли рабов султанов и эмиров, которые обучались военному делу и становились личной гвардией. Традиция использования невольников в качестве профессиональных военных, офицеров существовала во многих мусульманских странах на протяжении веков (многие из них впоследствии добивались высших постов не только в армии, но и на административных должностях, и нередко устраивали дворцовые перевороты).

Власть в Мамлюкском султанате переходила по праву силы, несмотря на многочисленные попытки правителей передать её своим наследникам. Различаются два периода и две условные династии мамлюков: Бахри – в основном тюрки из южнорусских степей (1250-1382, 1389-1390); и Бурджи – черкесы с Кавказа (1382-1389, 1390-1517). Название Бахри происходит от корпуса Бахрийа на Ниле (от араб. «бахр» – река), а Бурджи от корпуса, располагавшегося в башне Цитадели Каира (от араб. «бурдж» – башня).

Наивысший расцвет искусства и культуры приходится на время правления султана Мухаммада ибн Калауна. В это время (1293-1341) строятся многочисленные мечети, медресе, создаются искусно украшенные рукописи, предметы утвари, на которых иногда указывалось имя заказчика, и размещался его «герб». Именно к периоду правления этого мамлюкского султана относятся имеющиеся в коллекции Эрмитажа лучшие произведения прикладного искусства, выполненные из бронзы и богато украшенные инкрустацией серебром и золотом. Не меньшую ценность представляют выставленные на обновленной экспозиции льняные и шелковые ткани, лампы с позолотой и росписью цветными эмалями, украшавшие интерьеры мечетей и медресе, общественных зданий и частных домов, наборные деревянные панели со вставками из слоновой кости.

С конца XIV века прикладное искусство постепенно приходит в упадок, вместо бронзы всё чаще используют луженую медь, предметы из которой тоже есть в коллекции музея. Повторный расцвет происходит во второй половине XV века, при султане Каитбае (1468-1496). Но в 1516 году начинается война между мамлюками и Османской империей под руководством Селима I (1514-1520), которая заканчивается казнью последнего мамлюкского султана Туман-бая II и включением Сирии, Египта и Хиджаза в состав государства Османов.

Предметы из коллекции музея демонстрируют и то особое значение, которое придавалось изображениям различных эмблем и знаков эмиров и султанов на вещах. Зачатки геральдики появились еще при Айюбидах, ранние Мамлюкские султаны использовали символы власти, принятые у Сельджуков Рума, в Византии и у крестоносцев, например, такие как лев (барс), орел, лилия или полумесяц. Помимо султанов знаки использовали только эмиры. В основе знаков лежат символы церемониальных ведомств, в которых они служили. Самые распространенные: чаша (виночерпий); сабля или кинжал (оруженосец), пенал (секретарь), платок (хранитель дворцового гардероба), клюшки (мастер игры в поло). При султанах Бурджи знаки усложняются, когда в их состав входят несколько элементов, основными из которых являются: чаша, платок, пенал, пороховницы.

В начале XIV века появились эпиграфические картуши: круглые щиты, разделенные на три поля, где первоначально в центральном, а позднее во всех трех располагалась надпись восхваляющая султана.

Поскольку мамлюкская геральдика так и не пришла к той развитой системе кодификации и наследственности, как в Европе, форма щита, его цвет и цвет элементов хоть и различались, но скорее были обусловлены вкусом заказчика, нежели строгой необходимостью следовать канонам. Вся гамма цветов, используемых в мамлюкской геральдике, проявляется лучше всего в изделиях из стекла с эмалями и архитектуре. В остальных случаях – цвет знака в большей степени подчинен самому материалу (в бронзовых изделиях в основном, это серебро, изредка золото).

Мамлюкский султанат поддерживал активные торговые контакты с другими государствами и Востока, и Запада. Последним мусульманским государством на территории Испании остался Гранадский эмират (1238-1492), во главе которого стояла династия Насридов (1232-1492). Ее основателем был Мухаммад ибн ал-Ахмар, возводивший свою родословную к одному из сподвижников Пророка Мухаммада. В 1232 году Мухаммад ибн ал-Ахмар начал восстание против правителя Мурсии Ибн Худа и захватил Архону, а в 1238 году Гранаду, куда перенес столицу своего государства. В том же году началось переустройство цитадели и строительство резиденции-дворца Альгамбры (от араб. «ал-Хамра» – красная). Строительство Альгамбры продолжили его наследники, и постепенно образовался целый комплекс из дворцов, внутренних дворов с фонтанами и прудами, садами и мечетями.

К появлению выдающегося памятника мусульманской архитектуры привели усилия мастеров-мусульман, прибывших ко двору Насридов из захваченных христианами земель. Для украшения Альгамбры использовался резной камень, дерево, изразцы. К сожалению, из некогда существовавших семи дворцов сохранились лишь два (Комарес и дворец Львов). На экспозиции представлены резные мраморные капители и деревянные консоли, происходящие из одного из дворцов Насридов.

Кураторы – Анастасия Николаевна Теплякова, научный сотрудник Сектора Средней Азии и Кавказа Отдела Востока; и Дмитрий Владимирович Садофеев, младший научный сотрудник Сектора Византии и Ближнего Востока Отдела Востока

www.museum.ru/N65270
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2, Эрмитаж
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65
сайт:www.hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: исторические, другие

важные события  x    ?  

новости от 19.11.2017  x    ?  


Выставка живописи "Дарующая любовь" в Музее истории г. Советска

Моя любовь. Сотворение фильма. Выставка Александра Петрова

Выставка «Рождество в крестьянском доме» в Коломенском

«В поисках Руси». Выставка Александра Бубнова в Доме Остроухова

Где-то в Великой степи. Актуальное искусство Казахстана

Выставка «Курские художники. Живопись. Графика»

Десятый международный фестиваль «Биеннале поэтов в Москве»: Поэзия Китая и России

«Музыкальная Третьяковка». Авторские песни, посвященные художникам

Представители Германии передадут музею-заповеднику «Царское Село» книгу XIX века

125. Смертное время. Репрессированный музей

Выставка "Иван Айвазовский. 200 лет триумфа"

Век музеев. К 100-летию пригородных дворцов-музеев Санкт-Петербурга. Представление проекта

Проект "Чёрное/Белое: парадоксальные цвета" в Дарвиновском музее

Встреча с Эрой Коробовой в музее Анны Ахматовой

Презентация книги «Жизнь в письмах. Княгиня Зинаида Волконская и ее корреспонденты»

Евгений Блюмкин "Попытка равновесия" (печатная графика) в галерее "Голубая Гостиная"

Синичкин день в садах Русского музея

Фестиваль «85 лет Государственному музею городской скульптуры»

"Век вождей" в Новом выставочном зале Музея городской скульптуры

Воинские традиции в археологическом контексте: от позднего латена до позднего Средневековья

Федор Шаляпин. 1917. Личная история

Выставка «Суровая поступь революции»

«Weekend», который не вернуть. Презентация книги Игоря Мухина

Владислав Шаповалов «Дипломатия образа»

Выставочный сезон "Между строк" в арт-центре "Пушкинская-10"

Выставка "Шагающие в темноту" в Центральном военно-морском музее

Ара Арутюнян. Солнце в камне

Выставка "Три истории Додо" к 185-летию английского писателя Льюиса Кэрролла

Выставка немецкой художницы Антуанетты фон Саурмы «Топография травмы»

«Без названия: Гоголевский, 10»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2017 Museum.ru