24 января 2017 г. не стало большого художника – Владимира Валериевича Перцова (1933-2017). Заслуженный художник России (1980 г.), Заслуженный деятель искусств (2002 г.), преподаватель с многолетним стажем, Владимир Валериевич известен как талантливейший иллюстратор детской книги. Сам художник отмечал, что в списке проиллюстрированных и оформленных им книг – около 200 названий, и это еще не считая рисунков для журналов («Мурзилка», «Веселые картинки», «Вокруг света», «Огонек» и др.) и различных сборников.
Владимир Валериевич окончил Московский полиграфический институт в 1956 г. и с этого времени начинает сотрудничать с издательствами. Свою тему и свой художественный язык он нашел не сразу, но, обретя их, оставался им верен и за свою долгую, насыщенную творчеством жизнь смог создать целый мир – особый, узнаваемый, органичный и яркий. Русская история, русские легенды, сказки и былины – вот его мир, его материал и вдохновение.
Как это часто бывает с художниками детской книги, его имя не столь известно, как его образы, герои, его почерк и стиль. Они сопровождали и продолжают сопровождать нас, как и наших родителей, с раннего детства – с «Букваря», детских журналов и, конечно же, книг. Вряд ли найдется кто-то, кому не покажутся знакомыми иллюстрации Перцова, даже виденные много лет назад. Детские впечатления – а художественный образ относится к числу сильнейших впечатлений – не стираются суетой «взрослой» жизни. Как бы плохо мы ни помнили свои ранние годы – бывает достаточно того, чтобы на глаза попалась одна из книг детства с теми самыми картинками, чтобы вспомнить если не события, то свое детское мироощущение. А заодно и почувствовать, как сильно они нас сформировали и из какого «теста» начинало лепиться наше эстетическое чувство, наша фантазия, представления о реальном и сказочном. Для ребенка книга – окно в мир, и часто то, каким было это окно, оказывается даже более важным, чем атмосфера событий «реальной действительности».
Быть детским художником – особое призвание, требующее не только таланта, но и какой-то внутренней меры, «нащупать» и соблюсти которую способны немногие. Владимир Валериевич говорил так: «Я художник детской книги — это живописец может себе позволить нравиться только себе или, может, ещё тому, кто купит его картину. Моя работа должна была понравиться сотням тысяч, всем. Но я не хотел для этого делать что-то мне чуждое или претящее — я должен был быть интересным и увлекательным собеседником юным читателям, да и не только им. Быть на высоте современных проблем искусства – и в то же время внятным и нужным своей аудитории, не хамить и не фальшивить, но и не сюсюкать и не обманывать».
Владимир Перцов прожил увлекательную, насыщенную работой, путешествиями, плодотворным сотрудничеством со многими писателями и художниками жизнь. Его биография открывается рождением в семье бывших дворян Валерия Николаевича Перцова и Екатерины Михайловны, урожденной княжны Голицыной. Он углубленно изучал историю своего рода, писал о ней книги. Первым учителем и «кумиром детства – да и всей жизни» стал для него дядя, Владимир Михайлович Голицын, замечательный детский художник 20-х-30-х годов. Вообще же в роду первой художницей была прабабушка Владимира – она дружила с Поленовым, Серовым, Коровиным и сама писала пейзажи.
Много лет Перцов отдал преподаванию в Московском университете печати, Художественном институте имени Сурикова. Среди известнейших и самых значительных его работ – три серии рисунков к сочинению Олега Тихомирова «На страже Руси», это своеобразный триптих, повествующий о великих русских полководцах – Александре Невском, Дмитрии Донском, Козьме Минине и Дмитрии Пожарском. Пушкинская «Полтава», бессчетное число сказок и былин, иллюстрации к произведениям Сергея Михайловича Голицына, дяди художника – наследие Владимира Перцова огромно.
Музей-заповедник почтит память мастера выставкой, на которой будет представлены листы его оригинальной графики из коллекции музея, книжные иллюстрации, книги с автографами художника. Владимир Валериевич не раз бывал в Старой Ладоге, многолетняя дружба связывала его с Б.Г. Васильевым, ведущим научным сотрудником музея-заповедника, и художницей Т.А. Козьминой, которые, без сомнения, много могут рассказать о нем как художнике и человеке. В наши дни, когда искусство иллюстрации, искусство детской книги переживает не лучшие свои времена, обращение к наследию Перцова (к сожалению, имеющее скорбным поводом кончину художника) кажется нам важным и актуальным как никогда.