Свой путь художника Святослав Николаевич Рерих начал как портретист и достиг в этом жанре высочайшего мастерства. Одной из отличительных особенностей его творчества стало стремление почувствовать и как можно полнее раскрыть на холсте характер человека, портрет которого он писал.
Святослав Николаевич отмечал: «Мы должны всегда помнить, что удавшийся портрет – это больше, чем простое сходство». Вышедшие из-под его кисти полотна – изящны, лаконичны, в них удивительно точно передан духовно-эмоциональный образ человека. Именно поэтому запечатленные на них облики людей выглядят такими живыми и притягательными. Святослав Николаевич написал более 30 портретов своего отца Н.К.Рериха, которого горячо любил, уважал и высоко ценил его достижения.
«Когда я думаю о своем отце, – писал С.Н.Рерих, – я вспоминаю свое длительное близкое общение с ним, я вижу, как над всеми его замечательными достижениями, его вкладом в нашу культуру возвышается личность художника, его неповторимая индивидуальность. Добрый и терпеливый, никогда не терявший попусту ни секунды времени, гармонично сочетавший ощущения напряженности и благожелательства, всегда думавший о благополучии окружающих его людей, он как личность являет собой совершенный образец человека, для которого жизнь стала великим подвигом, высоким служением. Всю свою жизнь он щедро дарил свой талант, и лишь в будущем можно будет понять все сделанное им».
В 1990 году Л.В.Шапошникова, доверенное лицо С.Н.Рериха и будущий Генеральный директор Музея имени Н.К.Рериха, находясь в Индии, помогала разбирать архив для передачи наследия этой великой семьи в Россию. В мастерской Святослава Николаевича в Бангалоре (Индия) среди множества картин она обнаружила находившийся в аварийном состоянии портрет Н.К.Рериха (холст, масло, 184 х 123 см), ориентировочно 1946-1947 годов написания. Возможно, портрет является последним прижизненным изображением Николая Константиновича – на это указывают многие факты.
В настоящее время в Музее имени Н.К.Рериха проводится реставрация этого портрета. Сейчас состояние картины позволяет хранить ее только в горизонтальном положении. В 2012-2013 гг., после проведения комплексных научных исследований, была выработана программа консервационно-реставрационных работ и определена последовательность проведения реставрации с учетом минимального вмешательства и с использованием материалов однородных авторским.
Долгое время реставраторы вели сложную работу по укреплению и стабилизации ветхого холста картины. На сегодняшний день этот этап консервации завершен. Многочисленные утраты авторского холста восполнены, кромки дублированы. Разработан метод поэтапного укрепления красочного слоя и грунта при смешанной технике.
С августа 2015 года, благодаря поступающим от ценителей искусства средствам, Музей имеет возможность продолжать реставрацию портрета Н.К.Рериха. Уже укреплена ветхая основа и состыкованы разрывы её кромок.
После завершения реставрации портрет будет включен в экспозицию Музея имени Н.К.Рериха. Кроме того, в результате проведенной работы специалисты получат возможность пополнить банк данных новыми сведениями о технике и технологии живописи С.Н.Рериха периода 40-х годов XX века.
На раудфандинговом сайте planeta.ru/campaigns/portret организован сбор средств на продолжение реставрации портрета Н.К. Рериха кисти его сына. Все желающие помочь сохранить уникальное произведение искусства для будущих поколений могут сделать это.