НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Леонид Соков. Незабываемые встречи

c 14 октября 2016 по 29 января 2017Москва
Встреча двух скульптур (Ленин и Джакометти). 1990. Гипс. 50х39,5х14,5. Третьяковская галерея
Ищет с фонарем при свете солнца. 2010. Литье, гарт. Собственность автора
Рубашка. 1973-1974. Дерево. Третьяковская галерея
Заговор от сглаза. 2012. Дерево, уголь, вода, масляная краска. Собственность автора.
Облако ''Соков''. 1999. Холст, масло. Собственность автора
Третьяковская галерея на Крымском Валу

14 октября — 29 января 2017

Третьяковская галерея продолжает знакомить зрителей с творчеством крупных художников, наших современников, определяющих своеобразие отечественного культурного ландшафта второй половины ХХ — начала ХХI века. Спецпроект Леонида Петровича Сокова (род. 1941), скульптора, одного из лидеров соц-арта, принципиально отличается от традиционного монографического показа. Произведения мастера рассредоточены по постоянной экспозиции "Искусство ХХ века" — от залов раннего авангарда до социалистического реализма 1940–1950-х годов, привнося в эти пространства иронию постмодернизма.

Таким образом Соков выступает гидом, комментатором и интерпретатором коллекции Третьяковской галереи, указывая на близких ему художников, акцентируя наиболее важные произведения, направления и периоды. Спецпроект является итогом размышлений автора о художественных поисках мастеров русского искусства прошлого столетия и одновременно — саморефлексией, попыткой осознания собственного пластического опыта, его истоков, специфики и закономерностей.

Музей открыт таким экспериментальным показам. В 2015 году в залах послевоенного искусства был представлен спецпроект крупнейших московских концептуалистов И.Макаревича и Е.Елагиной. Подобные проекты делают привычную экспозицию живой и подвижной, актуализируют и анализируют ее, предлагая новые точки зрения, а также поднимают вопросы музеефикации современного искусства.

В годы учебы в Московской средней художественной школе и Московском высшем художественно-промышленном училище (бывшее Строгановское), Соков много рисовал в Московском зоопарке, оттачивая мастерство, способность "ухватить" характерные черты живой натуры и обобщить увиденное, отбросив лишнее для достижения наибольшей выразительности. Как многие советские скульпторы, Соков испытал влияние Александра Матвеева – учителя его учителей. После окончания училища Соков стал членом МОСХ, а потом и членом бюро секции скульптуры. Но ему было слишком тесно в границах, установленных для советского художника. Он быстро эволюционировал – подающий надежды анималист интересовался современной западной пластикой, участвовал в неофициальных выставках. Отличительным свойством его работ стала ироническая игра цитат, символов и аллегорий. В 1979 году скульптор эмигрировал из СССР.

Сейчас в Третьяковской галерее хранится около 30 произведений Сокова. Первой, в 1993 году, музей получил в дар от автора работу "Сталин с медвежьей ногой" (1993), в 1996 году — "Тукан" и "Сервал" (обе — 1971) от Министерства культуры РФ. В начале 2000-х поступили "Портрет бюрократа" (1984) и "Очки (Очки для каждого советского человека)" (2000, авторское повторение работы 1976 года), последними — работы из коллекции советского андеграунда Леонида Талочкина, переданной в музей в 2014 году.

Помимо работ из собрания Галереи в состав спецпроекта также включены важные для раскрытия темы произведения из частных коллекций Дмитрия Волкова, Шалвы Бреуса, Екатерины и Владимира Семенихиных, Владимира Антоничука, Симоны и Вячеслава Сохранских.

По словам Сокова, спецпроект "Незабываемые встречи", не претендует на активное "вторжение" или "интервенцию" его работ в экспозицию Галереи. Скорее, это попытка скульптора "смешаться" с теми, кто на него влиял, кого он любит. Это и лидеры русского авангарда — Михаил Ларионов, Владимир Татлин, Казимир Малевич, и учитель его учителей — Александр Матвеев. Специально для настоящего показа кураторы извлекли из запасников музея редко экспонируемые работы особо значимых для Сокова скульпторов — Василия Ватагина, Александра Матвеева, Дмитрия Цаплина — и дополнили ими постоянную экспозицию.

Представляя зрителю своих любимых художников, Соков показывает, как в диалоге с ними, в подражание им или в противопоставлении создавались его собственные произведения — от анималистики и женских ню 1960-х годов до иронических объектов и инсталляций 1990–2010-х. В зале с картиной Василия Ефанова "Незабываемая встреча" (1936–1937), полотном Александра Герасимова "И.В.Сталин и К.Е.Ворошилов в Кремле" (1938) и другими большеформатными произведениями социалистического реализма размещена работа Сокова "Встреча двух скульптур. Ленин и Джакометти" (1994) — одно из знаковых работ соц-арта. Здесь же представлена инсталляция: Сталин "выступает" перед модернистской скульптурой — миниатюрными репликами самых известных произведений западных мастеров ХХ века. Диалог диаметрально противоположных смысловых и пластических систем обнажает основной метод Сокова — ироническую и абсурдистскую деконструкцию привычных символов, знаков, клише.

В рамках спецпроекта во внутреннем дворе Третьяковской галереи на Крымском Валу размещен один из самых парадоксальных объектов Сокова — воспроизведенный в натуральную величину грузовик с супрематическим гробом Малевича в кузове и "Черным квадратом" на капоте. Cделанный из дерева грузовик напоминает гигантскую детскую игрушку, созданную в традициях русских резных промыслов. В соединении интереса к авангарду и народной традиции, архаике, примитиву состоит важнейшая особенность творческого метода Сокова.

Стремясь понять характер народного сознания и юмора, Соков обнаружил своих предшественников среди художников русского авангарда, черпавших энергию и пластические идеи в "низовой" ярмарочной культурной традиции. Поэтому не случайно спецпроект начинается с объектов Сокова в залах Михаила Ларионова, одного из главных новаторов отечественной художественной сцены начала прошлого века. Образами крушения утопических идей и планов первого русского авангарда стали соковские иронические объекты-гибриды: танковая башня, приделанная к супрематическому чайнику Малевича, ворона в "Летатлине", табуретка, водруженная над архитектоном.

Важнейший персонаж Сокова — медведь, один из самых узнаваемых символов России, занял место идеальной человеческой фигуры в знаменитом "Витрувианском человеке" Леонардо да Винчи. Этот "Витрувианский медведь" стал эмблемой проекта. Мобили с медведями, выполненные в традициях народной игрушки, специально для проекта выпущены небольшим тиражом и вместе с другими игрушками-мобилями будут доступны в сувенирном магазине.

www.museum.ru/N63745
Ваше мнение »»

»»Третьяковская галерея на Крымском Валу
Адрес:город Москва, Крымский Вал, 10
Проезд:Ст. м. "Октябрьская", "Парк культуры", наземный транспорт до ост. "Центральный парк культуры и отдыха"
Телефоны:8 (499) 238-1378, 238-2054, (495) 953-5223
сайт:www.tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  
новости от 29.05.2017  x    ?  


Подвиг «Подземного гарнизона». 75-летие обороны Аджимушкайских каменоломен

Медиапроект "ПроЯвление". Павел Каплевич. Диалог с картиной Александра Иванова

«Пушкин. 17.37». От революции до юбилея. Выставка в Государственном музее А.С. Пушкина

X международный фестиваль «Императорские сады России»

Эрмитаж на фестивале Интермузей-2017

Представление книг памяти жертв политических репрессий в музее Анны Ахматовой

Михаил Акимов «Пушкин в Америке». Графика, живопись, книги, объекты

Соловки. Лабиринт преображения. Представление книги Юрия Бродского

Гравюры, литографии и фотографии Русско-турецкой войны 1877-1878 в Русском музее фотографии

«Приятно для меня трудиться для тебя...». Русская и европейская вышивка XIX века

Джованни Баттиста Тьеполо. «Страшный суд»

Петр Великий. Царь во Франции. 1717

Выставка «Добрый мир»

Леонид Кривицкий. К 85-летию со дня рождения

День защиты детей во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства

Жанлу Сьефф «Мэтр высокого стиля»

«Индо-русский магнит» в Ярославле

Выставка «Живописные берега. Калужская пушкиниана»

"Горы и леса" в Русском музее фотографии

Выставка «Тихая моя Родина…» во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства

"Сны о Созополе" в Русском музее фотографии

Выставка "Глина в жизни человека"

Книжный фестиваль "Красная площадь"

«Керамические четверги» во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства

Проект «Музей плюс театр» в Палатах г. Владимира

День славянской письменности и культуры в Саратовском музее краеведения

Выставка к 200-летию со дня рождения Константина Аксакова

РОСФОТО на фестивале «Интермузей» в Москве

Выставка памяти Г.М. Штендера «Тебе, мой Новгород», Великий Новгород

В Музее Москвы пройдет шестой международный типографический фестиваль Typomania


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2017 Museum.ru