НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Часовое искусство. Часы XVI – XVII вв. в собрании Эрмитажа

c 26 октября 2016 по 6 марта 2017Санкт-Петербург
Часы квадратные на цепочке, в футляре. Франция, Париж. Середина XVII в. Часовщик Луи Баронно (Baronneau, Louis)
Часы квадратные на цепочке, в футляре. Франция, Париж. Середина XVII в. Часовщик Луи Баронно (Baronneau, Louis)
Часы настольные в виде глобуса. Германия. Начало XVII в. Неизвестный мастер
Часы настольные с аллегорическими изображениями. Германия, Нюрнберг. Третья четверть XVI в. Мастер Ганс Грюбер (Gruber, Hans)
Главный музейный комплекс, Синяя спальня

В составе экспозиции около ста предметов - настольные, настенные, карманные механические часы, а также их предшественники – солнечные, лунные и звездные приборы для измерения времени.

Создание часов – область прикладного искусства, которая соединила в себе несколько видов деятельности: изготовление механизма – «сердца» часов и соответствующего футляра-корпуса. В ранний период часы особенно высоко ценились, они выполнялись из редких, дорогих материалов и предназначались, прежде всего, для первых лиц государства, влиятельных персон и знати. В России часы начали использовать с XVI столетия, позднее вышедшие из употребления экземпляры стали объектом коллекционирования. На выставке можно увидеть разнообразные по форме, техническим и художественным решениям изделия, приобретенные Петром I, Елизаветой Петровной, Екатериной II, а также представителями петербургского дворянства.

Появлению первых механических часов предшествовали иные приборы измерения времени: водяные, песочные, солнечные, звездные часы. В составе экспозиции: старейшие в России солнечные часы работы аугсбургского мастера Клибера (1556); сложнейший астрономический прибор, созданный в 1584 году другими аугсбургскими мастерами Георгом Роллем и Иоганном Рейнгольдом, ? астрономические часы, со звездным и земным глобусами – своеобразная система мира в представлении своей эпохи. Особое место занимают универсальные экваториальные солнечные часы, выполненные мастерами «Токарни» Петра I.

Первые механические портативные часы были настольными, в Эрмитаже они представлены, в основном, работами мастеров Германии середины и второй половины XVI века. Самые ранние экземпляры датируются первой третью XVI столетия. До нашего времени дошло всего несколько имен первых мастеров часового искусства. Их редкие произведения показаны на выставке - часы немецких часовщиков Ганса Грюбера с аллегорическими гравированными сценами и часы со сценой распятия Ганса Лукаса Торна. Французская школа представлена уникальным образцом эпохи Возрождения – цилиндрическими часами, выполненными Матье Башеле.

Архитектурные формы корпусов ранних часов соответствовали господствующему художественному стилю, а элементы декора изменялись и варьировались. Для усиления декоративного эффекта корпус украшался колонками по углам и базой в основании. В верхней части часов располагался колокол боя, увенчанный чеканными фигурами, вазонами, балясинами. В центре, обычно, был циферблат, иногда два или три. Основную поверхность изделий этого времени покрывали разнообразные гравированные и чеканные композиции, восходящие к гравюрам того периода. Мастера повторяли сюжетную композицию почти полностью, иногда использовали отдельные фигуры или фрагменты орнаментов. Наиболее распространенными были изображения аллегорических фигур Астрологии, Времени, Истины, Милосердия. В декор часов включались гравированные надписи, например, такие как: Fugitirreharabiletempus («Бежит невозвратное время»), Tempusfugit («Время бежит»), Fugitaetasutumbra («Жизнь пробегает как тень») и другие. Размышления о не зависящих от человека изменениях природы, о постоянном движении солнца и планет, прогресс науки в изучении окружающего мира нашли отражение в форме часов, выполненных в виде глобуса со знаками зодиакальных созвездий или шара с циферблатом по линии экватора.

Широкое распространение имели настольные многоугольные часы, в боковые стенки которых монтировались пластины из прозрачного горного хрусталя или стекла, позволяющие наблюдать движение колес, пружин, шестеренок и иных деталей механизма.

Исследователи полагают, что скругление углов настольных часов, стало основой первых миниатюрных часов, выполненных в виде тамбуринов. К 1570 – 1580 годам они получили характерный вид: механизм помещался в корпус из двух прорезных створок с чеканными композициями в центре. Как и большинство «тамбуринов», сохранившихся в музейных коллекциях, эрмитажные вещи выполнены немецкими мастерами.

Первые карманные часы представлены на выставке во всем многообразии их форм: в виде книги, образка, цветочного бутона, черепа, креста. Работы Б. Маньена, Исидора Шампиона, Жака Сермана, выполненные в форме креста, могли принадлежать священнослужителям. Чаще миниатюрные часы исполнялись в форме круга, овала, восьмиугольника, квадрата. Особое распространение в XVII веке имели квадратные часы, примером которых являются работы мастеров Луи Баронно, Иоганна Зигмунда Шлёера.

После того, как в 1657 году Христиан Гюйгенс ввел в механизм маятник, а в 1674 году по его проекту были сделаны часы, в которых роль маятника выполнял баланс, мастера добились высокой, почти современной точности хода часов. С тех пор формы механизмов и корпусов портативных часов могли варьироваться более свободно, геометрические соседствовали с фигурными. Получили распространение часы, механизмы которых вставлялись в фигурку птицы, как в изделиях Каспара Камеля (Камила) из Страсбурга и Абеля Сенебье из Женевы.

Самой популярной формой карманных часов был круг, со второй половины XVII века он стал господствующим. Разнообразны материалы круглых корпусов: золотые, серебряные, выточенные из камня, с крышками из горного хрусталя, украшенные драгоценными камнями и эмалевыми росписями. Искусство декора ярко представлено в часах немецкого мастера Иоганна Ольденбурга, выдающегося французского часовщика Никола Лемендра и целой плеяды мастеров из европейских центров часового дела. На протяжении XVII века характерные особенности стиля барокко проявили себя в использовании пышных цветочных орнаментов, ярких колористических акцентов. Широкое распространение в последней четверти XVII столетия во Франции и Швейцарии получает новый тип эмалевого декора: внутренние, наружные, боковые поверхности корпусов и даже циферблат украшаются композициями расписной эмали. Среди них великолепные часовые корпуса с росписями, выполненными братьями Жаном-Пьером и Ами Хюо и последователями по живописным оригиналам их современников.

Выставка подготовлена Отделом западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа.

Куратор, автор концепции выставки - Ольга Григорьевна Костюк, заместитель заведующей Отделом западноевропейского прикладного искусства, кандидат искусствоведения.

К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог «Часовое искусство. Часы XVI – XVII веков в собрании Эрмитажа». Научный редактор каталога – О.Г. Костюк, авторы вступительных статей: Л.Д. Райгородский, О.Г. Костюк. Авторы каталожных описаний – А.Г. Гейко, О.Г. Костюк, О.В. Локалова, Г.Б. Ястребинский

www.museum.ru/N63718
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
сайт:hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: исторические, выставки

важные события  x    ?  

новости от 24.12.2024  x    ?  


Книжные памятники Президентской библиотеки: Россия глазами путешественников

Открытие выставки уникальных и редких икон XIV–XVII веков в Псковском музее-заповеднике

Выставка Эрика Булатова и Олега Васильева «Чудесное путешествие» в Мультимедиа Арт Музее, Москва

История России – история семей. Род Орловых

Выставка о волшебнике Изумрудного города в Музее кино на ВДНХ

Музей-заповедник "Царское Село" открывает после реставрации личные апартаменты Екатерины II

«Не разнять меня с жизнью». Открытый микрофон ко дню памяти Осипа Мандельштама

День памяти Сергея Есенина в Константинове

Выставка "Медальерная Пушкиниана" в Музее А.С. Пушкина в Берново

Фарфоровые тарелки с российскими двуглавыми орлами из Кремлёвского сервиза. Дар Е.П. Бородиной

Легендарный жираф-долгожитель Самсон украсил экспозицию Дарвиновского музея

Выставка «PF - Поздравления к Новому году» в Ростовском областном музее изобразительных искусств

Озарения. Детская выставка в Шерметевском дворце

Московский петербуржец (Другой Чарухин)

Фотовыставка "Цветы с фронта" в Президентской библиотеке

Выставка «Сказочная ёлка» на ВДНХ

Образы Востока в советском и современном фарфоре. Из цикла «Поднесение к Рождеству»

К 225-летию А.С. Пушкина. Открытие обновлённой экспозиции в Музее А.С. Пушкина в Берново

Выставка «Автографы на книгах из личной библиотеки В.В. Вересаева»

Кабинет коллекционера-антиквара. Памяти мецената Ю.Ш. Абрамова

Выставка "Кисть как оружие" в Государственном мемориальном музее А.В. Суворова

Концертная программа "Рождество с Хором Минина" в Государственном историческом музее

Выставка "Демидовы. Нижнетагильские подносы"

Средневековое кожевенное ремесло: от Великого Новгорода до Свияжска

Выставка «Белая палитра» в Новосибирском художественном музее

Ко дню взятия русскими войсками крепости Измаил

Музей "Новый Иерусалим" представляет после реставрации карету Патриарха Никона

Открытие музея «Свияжский Ольгинский детский приют трудолюбия»

Фестиваль "Новогодняя кутерьма" в Гатчине

Новая экспозиция «Защитники южных рубежей России XVI-XVII веков» в Тульском кремле

Выставка "Сверим часы" в музее-панораме "Сталинградская битва"

«Искусство вне времени» - выставка турецкой каллиграфии в Казани

Презентация книги "Архитектура говорит. К 90-летию Музея"

Выставка "110 | Российский дизайн 1915-2025" в Московском музее дизайна в Новой Третьяковке

Выставка "Душа просит праздника" в Ростовском музее изобразительных искусств

Век импрессионизма. Выставка эксклюзивных цифровых художественных репродукций

Выставка «Образ Слова. Иконы XVI века из Музея имени Андрея Рублева и частных собраний»

«Хорошо, что вы зеленый…» - выставка в Государственном музее Востока

«Но зима здесь слишком длинна...» - выставка зимней фотографии в РОСФОТО

Почему их так назвали? О происхождении имён зверей, птиц, насекомых, рыб и других живых существ

Про невиданных зверей... Выставка современных художников в Дарвиновском музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru