НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Йоханнес Вермеер. Географ. Из музея Штедель, Франкфурт-на-Майне

c 27 августа по 20 ноября 2016Санкт-Петербург
Географ. Йоханнес Вермеер (1632–1675). 1669. Холст, масло. 52,0 x 45,5 см. © Stadel Museum, Frankfurt am Main
27 августа 2016 года в серии «Шедевры музеев мира в Эрмитаже» открывается выставка - «Йоханнес Вермеер. “Географ”».

Выставка организована Государственным Эрмитажем и Штеделевским художественным институтом (Франкфурт-на-Майне).

Ранее в этой серии были показаны две работы мастера: "Дама в голубом, читающая письмо" (1662-1664) в 2001 году, и в 2011 году - "Любовное письмо"(1669-1670), из собрания Рейксмузеума (Амстердам, Нидерланды).

Йоханнес Вермеер (1632–1675) - один из самых известных художников Золотого века Голландии. Его рафинированная живописная техника, эксперименты с оптикой и перспективой, уникальная передача света, поэтический характер образов остаются непревзойденными по оригинальности и силе воздействия на зрителей.

Жизнь и творчество Йоханнеса Вермеера связаны с Делфтом. По-прежнему в биографии художника существует много загадок, так, например, остается невыясненным, у кого Вермеер учился живописи. В качестве предполагаемого учителя называют имя блестящего, рано погибшего делфтского живописца Карела Фабрициуса (1622–1654).

Картина «Географ» создана в 1669 году. Это композиция небольшого «кабинетного» формата, дважды подписана мастером. В отличие от двух предыдущих произведений, ранее показанных в Эрмитаже, она отражает иную сторону сюжетного репертуара Вермеера.

В интерьере кабинета, освещенного падающим из окна светом, представлен по-домашнему одетый молодой человек. Опершись одной рукой о стол и держа в другой циркуль, он на мгновение оторвал взор от лежащих перед ним бумаг и книг, обдумывая какое-то решение. Окружающие героя предметы и характер обстановки свидетельствуют о его интеллектуальных занятиях. Тканый ковер с растительным узором, небрежно сдвинутый на край стола, оставляет место для свернутых рулоном листов и большой белой страницы. Часть листов, возможно, с расчетами, валяется на полу. Стержень с насечками, слабо видимый в верхней части окна, по мнению некоторых исследователей, является частью астрономического инструмента, известного под названием «посох Иакова».

Свободная, полная непосредственности поза молодого человека, как и его ускользающий, не сфокусированный на конкретном предмете взгляд, передают мимолетность ситуации. Тонкая игра световых рефлексов на фактурной поверхности ковра, светящееся белое поле бумаги на столе, мягкая тень на стене, акценты в одеждах героя написаны с исключительной деликатностью и создают редкое по гармоничности единство. Есть что-то метафизическое в этой лишенной открытого действия сцене, как бы выхваченной из потока жизни и напоминающей кинематографический стоп-кадр.

Изображенные в композиции географическая карта и глобус послужили основанием для определения персонажа картины как географа.

Начиная с 1713 года и вплоть до конца XVIII столетия во всех собраниях картина «Географ» находилась вместе с другой, очень близкой и, возможно, парной работой Вермеера «Астроном» (1668), Лувр, Париж.

Создавая «Географа» и «Астронома», художник не просто имел в виду образ ученого, занятого наукой, но подразумевал более широкий философский аспект. Глобус как символ универсума и связанной с ним идеи конечности земной жизни был излюбленным мотивом картин XVII века. Земной или зодиакальный глобус присутствуют на многих заказных портретах, в жанровых сценах, в голландских натюрмортах, он играет важную роль в произведениях Рембрандта и его школы. Одной из загадок «Географа» остается вопрос о том, кого именно изобразил Вермеер в этой картине. По некоторым предположениям заказчиком и моделью «Географа» и «Астронома» мог послужить знаменитый современник Вермеера, естествоиспытатель, прославившийся позднее изобретением микроскопа, ? Антони ван Левенгук (1632-1723), который в 1676 году был назначен опекуном наследников художника.

Обращаясь к истории этой замечательной картины, на протяжении нескольких веков сменившей множество владельцев и побывавшей в нескольких странах Европы, нельзя обойти молчанием один любопытный, хотя и краткий, «русский» эпизод. Память о нем хранит овальный штемпель с надписью «GALERIE DE SAN DONATO» на оборотной стороне холста, а также полустертая красная сургучная печать на подрамнике. На реверсе картины прикреплен также лист с подробным перечнем коллекций, в которых она находилась с 1713 по 1872 год. Около 1877 года «Географ» был приобретен в Париже русским предпринимателем и меценатом Павлом Павловичем Демидовым (1839–1885). Получив в начале 1870-х годов в наследство от дяди знаменитый дворец Сан-Донато во Флоренции, он обосновался в Италии. Здесь меценат умножил своими покупками художественные коллекции, собранные несколькими поколениями Демидовых. Однако вскоре, уже в 1880 году, Павел Павлович решил продать виллу с ее сокровищами и переехал жить в новое имение Пратолино. 15 марта 1880 года в Сан-Донато открылся грандиозный аукцион, продолжавшийся несколько дней. Согласно аукционному каталогу, картина Вермеера числилась как «лот 1124».

Выставка подготовлена Отделом Западноевропейского изобразительного искусства. Куратор, автор концепции выставки - Ирина Алексеевна Соколова, доктор культурологии, хранитель голландской живописи, главный научный сотрудник Отдела Западноевропейского изобразительного искусства.

К выставке выпущено научное издание «Йоханнес Вермеер. “Географ”» (Издательство Государственного Эрмитажа, 2016 год). Автор текста И.А. Соколова.

www.museum.ru/N63169
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
сайт:hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 23.01.2025  x    ?  


Презентация итогов реставрации картины Луки Джордано «Святой Себастьян» в Пушкинском музее

Выставка "Твоим героям, Ленинград!" в Памятном зале Монумента героическим защитникам Ленинграда

Владимиру Высоцкому посвящается

Выставка "Классический мир Юга России" в музее-заповеднике "Архангельское"

Показ коллекции дагеротипов шведского художника Карла Петера Мазера из собрания Исторического музея

Выставка музея-заповедника С.А. Есенина в казанском Музее А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина

Возвращение воина. Уникальная италийская фреска IV века до н.э.

Фотовыставка «Летний. Времена года» в Восточном павильоне Михайловского (Инженерного) замка

Презентация ботика Петра I «Святой Николай» в Музее Мирового океана

Выставка "Кругосветное путешествие" в Музее Мирового океана

Фестиваль "Пятницы в Пушкинском" 2025

Выставка живописи Руслана Ермолаева «Будка» в Музее Анны Ахматовой

Трансазиатский художественно-просветительский проект «Ожерелье экватора»

Магический сад. Выставка живописи Марии Дрезниной и мозаичной скульптуры Душаны Бравура

Военно-историческая миниатюра Алексея Бажанова

Цикл открытых научных семинаров в музее-заповеднике С.А. Есенина

Выставка «Ленинград. Торжество духа» в Республике Таджикистан

IX Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

XI Международный конкурс школьных сочинений по произведениям М.А. Шолохова

Выставка, посвященная блокадному Ленинграду, в Красногорском филиале Музея Победы

Античные светильники Воронежской коллекции

Плакаты военного Ленинграда на выставке в Музее А.В. Суворова

Сергей Чернов. Играя в авангард

Выставочный проект «Маршалы Победы: полководцы Великой Отечественной войны»

Рождение нового дня. Персональная выставка Ирины Степанченко: графика, береста, живопись

Выставка "Внимание! Говорит Ленинград! У микрофона поэтесса Ольга Берггольц"

Персональная выставка Петра Безрукова "50 + 1"

Фотоавангард 1920-1930-х. Александр Родченко и его современники

Выставка «Освенцим. Правда» в Музее Победы

Выставка «Игра в куклы» в Староладожском музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru