27 августа 2016 года в серии «Шедевры музеев мира в Эрмитаже» открывается выставка - «Йоханнес Вермеер. “Географ”».
Выставка организована Государственным Эрмитажем и Штеделевским художественным институтом (Франкфурт-на-Майне).
Ранее в этой серии были показаны две работы мастера: "Дама в голубом, читающая письмо" (1662-1664) в 2001 году, и в 2011 году - "Любовное письмо"(1669-1670), из собрания Рейксмузеума (Амстердам, Нидерланды).
Йоханнес Вермеер (1632–1675) - один из самых известных художников Золотого века Голландии. Его рафинированная живописная техника, эксперименты с оптикой и перспективой, уникальная передача света, поэтический характер образов остаются непревзойденными по оригинальности и силе воздействия на зрителей.
Жизнь и творчество Йоханнеса Вермеера связаны с Делфтом. По-прежнему в биографии художника существует много загадок, так, например, остается невыясненным, у кого Вермеер учился живописи. В качестве предполагаемого учителя называют имя блестящего, рано погибшего делфтского живописца Карела Фабрициуса (1622–1654).
Картина «Географ» создана в 1669 году. Это композиция небольшого «кабинетного» формата, дважды подписана мастером. В отличие от двух предыдущих произведений, ранее показанных в Эрмитаже, она отражает иную сторону сюжетного репертуара Вермеера.
В интерьере кабинета, освещенного падающим из окна светом, представлен по-домашнему одетый молодой человек. Опершись одной рукой о стол и держа в другой циркуль, он на мгновение оторвал взор от лежащих перед ним бумаг и книг, обдумывая какое-то решение. Окружающие героя предметы и характер обстановки свидетельствуют о его интеллектуальных занятиях. Тканый ковер с растительным узором, небрежно сдвинутый на край стола, оставляет место для свернутых рулоном листов и большой белой страницы. Часть листов, возможно, с расчетами, валяется на полу. Стержень с насечками, слабо видимый в верхней части окна, по мнению некоторых исследователей, является частью астрономического инструмента, известного под названием «посох Иакова».
Свободная, полная непосредственности поза молодого человека, как и его ускользающий, не сфокусированный на конкретном предмете взгляд, передают мимолетность ситуации. Тонкая игра световых рефлексов на фактурной поверхности ковра, светящееся белое поле бумаги на столе, мягкая тень на стене, акценты в одеждах героя написаны с исключительной деликатностью и создают редкое по гармоничности единство. Есть что-то метафизическое в этой лишенной открытого действия сцене, как бы выхваченной из потока жизни и напоминающей кинематографический стоп-кадр.
Изображенные в композиции географическая карта и глобус послужили основанием для определения персонажа картины как географа.
Начиная с 1713 года и вплоть до конца XVIII столетия во всех собраниях картина «Географ» находилась вместе с другой, очень близкой и, возможно, парной работой Вермеера «Астроном» (1668), Лувр, Париж.
Создавая «Географа» и «Астронома», художник не просто имел в виду образ ученого, занятого наукой, но подразумевал более широкий философский аспект. Глобус как символ универсума и связанной с ним идеи конечности земной жизни был излюбленным мотивом картин XVII века. Земной или зодиакальный глобус присутствуют на многих заказных портретах, в жанровых сценах, в голландских натюрмортах, он играет важную роль в произведениях Рембрандта и его школы. Одной из загадок «Географа» остается вопрос о том, кого именно изобразил Вермеер в этой картине. По некоторым предположениям заказчиком и моделью «Географа» и «Астронома» мог послужить знаменитый современник Вермеера, естествоиспытатель, прославившийся позднее изобретением микроскопа, ? Антони ван Левенгук (1632-1723), который в 1676 году был назначен опекуном наследников художника.
Обращаясь к истории этой замечательной картины, на протяжении нескольких веков сменившей множество владельцев и побывавшей в нескольких странах Европы, нельзя обойти молчанием один любопытный, хотя и краткий, «русский» эпизод. Память о нем хранит овальный штемпель с надписью «GALERIE DE SAN DONATO» на оборотной стороне холста, а также полустертая красная сургучная печать на подрамнике. На реверсе картины прикреплен также лист с подробным перечнем коллекций, в которых она находилась с 1713 по 1872 год. Около 1877 года «Географ» был приобретен в Париже русским предпринимателем и меценатом Павлом Павловичем Демидовым (1839–1885). Получив в начале 1870-х годов в наследство от дяди знаменитый дворец Сан-Донато во Флоренции, он обосновался в Италии. Здесь меценат умножил своими покупками художественные коллекции, собранные несколькими поколениями Демидовых. Однако вскоре, уже в 1880 году, Павел Павлович решил продать виллу с ее сокровищами и переехал жить в новое имение Пратолино. 15 марта 1880 года в Сан-Донато открылся грандиозный аукцион, продолжавшийся несколько дней. Согласно аукционному каталогу, картина Вермеера числилась как «лот 1124».
Выставка подготовлена Отделом Западноевропейского изобразительного искусства. Куратор, автор концепции выставки - Ирина Алексеевна Соколова, доктор культурологии, хранитель голландской живописи, главный научный сотрудник Отдела Западноевропейского изобразительного искусства.
К выставке выпущено научное издание «Йоханнес Вермеер. “Географ”» (Издательство Государственного Эрмитажа, 2016 год). Автор текста И.А. Соколова.