В 2016 году на Алтае отмечается несколько знаменательных дат, ставших своего рода вехами пути в осмыслении опыта прошлого и определения горизонтов будущего, – это 260-летие добровольного вхождения Алтая в состав России, 25-летие образования Республики Алтай, а также 90-летие алтайского этапа знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов. В далеком 1926 году по Уймонской долине прошел небольшой экспедиционный отряд всемирно известного художника, философа и путешественника Н.К. Рериха, задержавшись здесь около двух недель. Сегодня интерес к выдающейся личности нашего великого соотечественника и его гениальным творениям с каждым годом растет и ширится. И среди почитателей его творчества особым, глубоко уважительным к нему отношением выделяются жители Уймонской долины.
Программа мероприятий, посвященных памятным датам, началась 12 июля 2016 года в Катанде открытием выставки уникальных фотографий генерального директора общественного Музея имени Н.К.Рериха, академика Людмилы Васильевны Шапошниковой «По маршруту Мастера». В 1975-1980 годах Людмила Васильевна в одиночку прошла путем Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха и запечатлела на фотопленке ее живые следы. Итогом этого уникального путешествия стало издание фотоальбома «От Алтая до Гималаев».
Выставку открыла ее оформитель и организатор, жительница Катанды Галина Кузьмичева. Она отметила еще одну важную юбилейную дату, к которой приурочена выставка, – 90-летие со дня рождения Л.В. Шапошниковой. Кроме того, ее путешествие по маршруту Мастера началось именно с Алтая в 1976 году – ровно 40 лет тому назад.
О Людмиле Васильевне Шапошниковой, человеке удивительной судьбы, чью жизнь сотрудники и близкие называли непрестанным подвигом, рассказала Светлана Овсянникова, председатель общественной организации «Центр культуры ”Беловодье“». Л.В.Шапошникова – академик Российской академии естественных наук, Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, создатель и в течение долгих лет бессменный Генеральный директор Музея имени Н. К. Рериха в Москве, почетный доктор Софийского университета, Академии наук Монголии, Кыргызско-Российского Славянского университета. Людмила Васильевна родилась в 1926 году в Новочеркасске в доме известного русского путешественника Г.Н. Потанина, где жила ее бабушка Мария Николаевна, урожденная Трубецкая. Училась на восточном отделении исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, специализируясь на изучении истории и культуры Индии, затем преподавала в родном университете. В 1958–1959 годах Людмила Васильевна стажировалась в Индии, позднее работала в Мадрасском университете. В общей сложности в Индии она провела около 10 лет, за это время исколесила ее во всех направлениях, знакомясь с древними традициями, загадочными малочисленными племенами, затерянными в джунглях и горах. Итогом ее путешествий и научных интересов стали документальные повести, которые были высоко оценены правительством Индии, – в 1967 году Л.В. Шапошникова стала лауреатом Международной премии имени Джавахарлала Неру.
В 1968 году, приехав в Индию в составе делегации лауреатов этой премии, Л.В. Шапошникова впервые посетила С.Н. Рериха – последнего представителя знаменитой семьи. «Входите, я Вас ждал», – такими словами встретил Святослав Николаевич Рерих Людмилу Васильевну. С этой встречи многогранное наследие семьи Рерихов стало центральной темой ее философского, научного, публицистического и общественного творчества. В советское время Л.В. Шапошникова приложила немало усилий, чтобы вернуть Родине наследие Рерихов. В 1973–1974 годах при ее участии был снят полнометражный документальный фильм «Николай Рерих», в котором был воссоздан величественный образ русского художника и мыслителя, путешественника и общественного деятеля мирового масштаба. В 1974 году она стала членом Комиссии по наследию Рерихов и приняла самое активное участие в организации празднования 100-летия Н.К. Рериха в Советском Союзе.
Рерихи завещали бесценное наследие семьи России, но вернулось оно на Родину только в 1990 году и именно благодаря Л.В. Шапошниковой. С.Н. Рерих согласился передать наследие России с одним непременным условием - создаваемый Центр-Музей имени Н.К. Рериха должен иметь общественный статус. Его руководителем С.Н. Рерих видел Л.В. Шапошникову. В 1989 году общественный Центр-Музей имени Н.К. Рериха был создан. Наследие Рерихов, составлявшее более четырех тонн груза, несмотря на все препятствия, чинимые на пути его возвращения, Л.В. Шапошниковой было в целости и сохранности доставлено в Москву. Центру-Музею отвели старинную усадьбу Лопухиных, находившуюся в аварийном состоянии. Без каких-либо бюджетных средств, на деньги меценатов и жертвователей усадьба Лопухиных, памятник архитектуры XVIII века, была поднята из руин. Так в России возник первый независимый общественный музей, ставший крупнейшим культурным и научно-просветительским центром страны, известным далеко за ее пределами.
Миротворческие идеи Н.К. Рериха нашли свое продолжение и развитие в творчестве Л.В. Шапошниковой. Ею был инициирован Международный проект «Пакт Рериха. История и современность», получивший широкий отклик в мире. Выставка прошествовала по 17 странам мира, высоко оценили проект и выразили благодарность Международному Центру Рерихов (МЦР) Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова. В России выставки состоялись в более чем 130 городах. Газета «Аргументы и факты», сообщая о том, что Международный Центр Рерихов за миротворческую деятельность номинирован на Нобелевскую премию, свидетельствовала: «В России данный проект признан крупнейшей общественной инициативой в области охраны культуры. Его мероприятия посетили более 500 тысяч человек, а посредством СМИ с просветительской информацией ознакомились свыше 30 млн».
За выдающиеся заслуги в деле сохранения Культуры Людмила Васильевна Шапошникова отмечена многими дипломами и наградами, она лауреат Национальной премии России «Культурное наследие», премии Европейского Союза по Культурному Наследию «Европа Ностра», награждена орденами Дружбы и «За заслуги перед Отечеством» IV степени. В ее честь малая планета 9717, открытая астрономом Н.С.Черных, получила имя «Lyudvasilia».
Для жителей Уймонской долины наибольший интерес, конечно, представляет время пребывания Л.В. Шапошниковой на Алтае. О некоторых подробностях ее путешествия по Усть-Коксинскому району рассказала методист по музейной работе с. Катанда, руководитель замечательного музея быта первых переселенцев Мария Сюнюшева. Она талантливо воспроизвела тонкий юмор Людмилы Васильевны и ее доброжелательно-пытливый взгляд на окружающий мир. Верно подметив, что выдающиеся люди всегда притягивают к себе таких же неординарных личностей, Мария Николаевна более подробно остановилась на знакомстве Людмилы Васильевны с известным в районе человеком – Петром Яковлевичем Антоновым из с. Катанда, жителями д. Кучерла знаменитым Николаем Ивановичем Савдиным, чье 100-летие со дня рождения торжественно отмечалось недавно в Усть-Коксинском районе, и Некором Сайланкиным, многочисленные родственники которого и поныне проживают в д. Кучерла. В путевом очерке «Алтай: по пути Рериха» Л.В.Шапошникова описывает путешествие на Кара-Тюрек с П.Я. Антоновым и «добывание призраков» – древних петроглифов на скале. Секрет заключался в котелке воды из ручья, под струями которой на камнях проступали рисунки. Благодаря Некору Сайланкину, за обычной внешностью которого Людмила Васильевна предугадала глубину и красоту внутреннего мира, чем так отличаются жители Уймонской долины, она попала к «камням с лицами». Мария Николаевна отметила, что для школьников тема исследования жизни интересных людей района в связи с таким известным именем, как Л.В.Шапошникова, таит в себе большие возможности, и выразила надежду, что любознательные дети и их педагоги обратят на это внимание.
Мероприятие в Катанде завершилось концертом Елены Егоровой, артистки из г. Кирова. Ее чистый и глубокий голос, любимые песни из советских фильмов так воодушевили зрителей, что все с удовольствием стали подпевать и концерт завершился мощным хором.
Н.К. Рерих указывал, что Культура объединит мир. Открытие выставки в Катанде еще раз подтвердило истинность этого утверждения. Искусство, красота, им сотворенная, стали живительным источником вдохновения и единения для гостей выставки.
Эльзира Зайляева