На выставке будут представлены две работы – произведение Франческо Мельци из эрмитажного собрания и близкий ему по сюжету и символике портрет женщины в образе Флоры из частной коллекции.
«Флора» была создана «самым образованным и утонченным» учеником Леонардо да Винчи – Франческо Мельци (1493–1570), одним из наиболее любимых и преданных учеников маэстро, остававшихся с Леонардо до последних минут его жизни. Картина была приобретена в 1850 году из собрания нидерландского короля Виллема II, атрибутированная под именем Леонардо, и продолжала считаться его работой вплоть до середины XIX века. Произведение Мельци в сфере магического влияния Леонардо отсылает к истокам его искусства: тип женского лица с правильными чертами и взглядом, скользящим из-под опущенных век, неуловимая улыбка, характер прически, растения, переданные с точностью ботанического атласа, грот как место действия. Многочисленные копии и варианты доказывают, какой популярностью пользовалась композиция Мельци.
Произведение из частной коллекции сохранило свою первоначальную основу – дерево. Доска сделана из пихты – материала, каким пользовались мастера Северной Европы, в качестве грунта использована белая глина, что также характерно для заальпийских художников. Вероятно, Мельци, создавший картину в Италии, увез ее с собой во Францию, куда в 1517 году сопровождал Леонардо, здесь и была выполнена картина кем-то из местных мастеров.
Куратор выставки – Татьяна Кирилловна Кустодиева, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа