15 мая 2016 года в Музее истории города Ярославля была представлена программа, посвященная всемирно известному философу, писателю, ученому и просветителю Елене Петровне Блаватской (1831–1891). Это мероприятие организовано в рамках проекта «Путешествие в страну Культуры», который в течение многих лет проводят Музей и Ярославское Рериховское общество «Орион».
В 2016 году исполняется 185 лет со дня рождения Е.П.Блаватской и 125 лет со дня ее ухода. Побывав во многих странах мира, Е.П.Блаватская долгие годы провела в Индии. После окончательного возвращения в Европу в 1885 году она жила в Лондоне, где 8 мая 1891 года завершился её земной путь. С той поры дата ухода Е.П.Блаватской отмечается во многих странах мира как День Белого Лотоса.
Программу, посвященную этой замечательной русской женщине, подготовили С.В.Скородумов, член президиума Ярославского областного отделения ВООПИиК, консультант департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, Л.В. Янковская, член Союза композиторов России, и А.В.Кононов, музыкант, сотрудник Ярославского Рериховского общества «Орион».
С.В. Скородумов рассказал участникам встречи о героическом жизненном пути Елены Петровны Блаватской. Он отметил, что Елена Петровна происходит из древнего и знатного рода (с материнской стороны – князья Долгоруковы, с отцовской – старинный немецкий род фон Ган). Тот факт, что Елена Петровна и князь Ярослав Мудрый являются потомками великого князя Рюрика, основателя династии русских князей, для большинства посетителей мероприятия стал приятным открытием.
В период своих странствий Е.П.Блаватская путешествовала по странам Европы и Азии, Северной и Южной Америки, побывала в Турции и Египте, Мексике и США, Индии и Тибете, Китае и Японии. В России читатели с интересом знакомились с ее очерками из Индии, которые печатались в «Московских ведомостях» и «Русском вестнике» в 80-е годы XIX века. Широкой известностью пользовалась книга Елены Петровны «Из пещер и дебрей Индостана», изданная под псевдонимом Радда-Бай. Это издание познакомило читателей с уникальной историей и культурой Индии, мудрецами Востока (Махатмами), носителями сокровенных знаний.
Следуя высокой задаче сделать доступными Учения древней мудрости и активизировать научные исследования в области духовных возможностей человека, совместно с Г.Олькоттом и У.Джаджем Елена Петровна Блаватская создала Теософское общество как прообраз будущего всеобщего братства человечества без различия расы и вероисповедания, объединенного знанием и культурой, милосердием и справедливостью. Его девизом стали слова: «Нет религии выше Истины!».
Главный труд Е.П.Блаватской – «Тайная Доктрина» – являет собою глубокий и всеобъемлющий синтез науки, религии и философии. Эта книга, впервые опубликованная на английском языке, была переведена на русский продолжательницей дела Блаватской, уникальным русским философом Еленой Ивановной Рерих, назвавшей Елену Петровну «нашей национальной гордостью», которая «самоотверженно заложила ступень нового сознания, прочно вошедшего в жизнь».
К трудам Е.П.Блаватской обращались Махатма Ганди и Д.Неру, К.Фламмарион и Т.Эдисон, Г.Гессе и Джек Лондон, А.Скрябин и М.Чюрлёнис. «Тайная Доктрина» была настольной книгой всемирно известного ученого А.Эйнштейна. Махатма Ганди утверждал, что для него было бы радостью «коснуться края одежд госпожи Блаватской». Ее научно-философское наследие оказало глубокое воздействие на творческую мысль русских космистов – талантливых представителей Серебряного века в России. В 1924 году всемирно известный русский художник, мыслитель, путешественник и общественный деятель Н.К.Рерих посвятил Елене Петровне картину «Вестник», предложил открыть в Индии музей искусства и назвать его в честь Е.П.Блаватской.
Во время торжественной встречи с сообщением «Бог внутри нас: Е.П.Блаватская об искусстве и творчестве» выступила Л.В.Янковская. Она отметила, что Елена Петровна проявила себя не только как великолепный журналист и писательница, но обладала и яркой артистической натурой, была великолепной пианисткой, игру которой отличала эмоциональность и выразительность.
В текстах «Тайной Доктрины», «Разоблаченной Изиды», в многочисленных советах и инструкциях для учеников Елена Петровна подчеркивала, что произведение искусства имеет непосредственное отношение к внутреннему миру человека, его микрокосму. Звук как энергия, обладающая «таинственной мощью», привлекал внимание Елены Петровны: «Звук может быть произведен такого свойства, что пирамида Хеопса поднялась бы на воздух», – писала она во втором томе «Тайной Доктрины».
Творческими усилиями художника, поэта или музыканта сознание человека входит в созвучие с новой для него, более возвышенной одухотворенной реальностью. Это один из рычагов, необходимый для того, чтобы поднять физическую природу до уровня духовной. Но можно вспомнить и предупреждение Елены Петровны о силе звука, способной опустить человека до уровня черного мага. Как узнать, как проверить, что именно несет с собою звуковая энергия – добро или разрушение?..
Для ответа на вопрос требуются четкие и глубокие знания в области искусства и творчества. Кроме того, определить верный путь можно с помощью сердца, как поясняла Елена Петровна. Не зря мы говорим: «Сердце знает!»… Мысль, проходя через сердце, как бы очищает себя, ведь «сердце есть царь, самый важный орган в теле человека», – писала Е.П.Блаватская.
Одной из первых Елена Петровна отметила в своих трудах особую роль звуковой энергии и воли к творчеству, а также значение единства жизненного кредо и деятельности творца, способного преобразить хаос в духовный Космос, в более совершенную форму бытия.
К сожалению, большинство современников так и не смогло оценить значение жизни и творчества нашей великой соотечественницы. С.В.Скородумов отметил необходимость научной защиты имени и творческого наследия Е.П.Блаватской, которое безусловно заслуживает самого серьезного изучения. Мало кто испытал на себе такое количество оговоров и невежественных наветов, как Елена Петровна, со стороны тех, кто не смог по достоинству оценить и понять масштаб ее творчества. Зарубежная и русская пресса конца XIX века опубликовала немало враждебных и лживых статей о ее жизни и деятельности.
Все это затруднило введение философских трудов Е.П.Блаватской в научный оборот. Но постепенно ситуация меняется. В конце ХХ века философы, учёные и обычные образованные люди начинают осознавать значение её научного творчества. Так, в современном «Кратком философском словаре» (Москва, 2004) отмечается, что «самым важным для теософии Блаватская считала очищение душ, облегчение страданий, моральные идеалы, соблюдение принципа Братства человечества. Блаватская называла себя не творцом системы, а лишь проводником Высших Сил, хранителем сокровенных знаний Учителей, Махатм, от которых она получила все теософские истины».
Жизнь Е.П.Блаватской – это пример самоотверженного подвига на благо России и всего мира. Представление людям истинного образа Елены Петровны Блаватской как настоящего подвижника Знания, учёного, просветителя является сегодня важнейшей задачей и неотложным долгом исследователей, изучающих её творческий путь, труды и историю теософского движения.
Встреча в Музее истории города Ярославля, посвященная истории жизни и научным трудам Елены Петровны Блаватской, произвела глубокое впечатление на присутствующих, заставила задуматься о ее жизненном подвиге и трудах.
Е.П.Блаватская писала в «Тайной Доктрине»: «Ни одна великая истина никогда не была принята a priori, и обычно проходило столетие или два, прежде чем проблески ее начинали вспыхивать в человеческом сознании, как возможная правда... И настоящий труд будет оправдан частично или целиком в XX столетии». Сегодня это предвидение нашей великой соотечественницы начинает сбываться.